Минобороны Украины неожиданно начало комментировать далёкий японо-китайский территориальный спор. Зачем Киеву понадобилось обострять отношения с КНР, объясняет ПИКiNFORM.
Глава украинского оборонного ведомства Андрей Таран во время поездки в Токио побеседовал со своим японским коллегой Нобуо Киши и выразил поддержку принимающей стороне по её территориальным спорам с Китаем. Министр обороны Украины затронул щепетильные вопросы японо-китайского противостояния по границам в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, а также закона КНР «О морской полиции», принятым в связи с этими территориальными спорами.
Эти три пункта не первый год омрачают отношения между Пекином и Токио, но впервые Украина в лице своего министра начала комментировать столь далёкие от неё и болезненные для двух азиатских стран вопросы, причём с прояпонских позиций. Причины этому необходимо искать в недавнем споре между Украиной и Китаем по делу «Мотор Сич» — предприятие было приобретено бизнесменами из КНР, однако правительство Дениса Шмыгаля отменило сделку, а президент Владимир Зеленский ввёл санкции против покупателей.
Давление Соединённых Штатов на Украину в отношении предприятия не является ни для кого секретом, и даже официальный Пекин «выразил понимание» неспособности украинских коллег принимать самостоятельные решения. КНР дала ассиметричный ответ Киеву вместо контрсанкций: китайская бизнес-делегация открыто посетила Крым и за одним столом с местными властями обсудила ряд проектов на полуострове.
Очевидно, что громкие заявления украинского министра в Японии можно считать ответом Китаю по визиту бизнесменов из КНР в Крым, чей российский статус безуспешно оспаривается Киевом. Украина, ранее не замеченная в комментировании споров азиатских стран (ещё и на чьей-то определённой стороне), явно решилась на очередной виток политической конфронтации с Китаем.
«Заявление министра Тарана в контексте споров Японии с Китаем — это серьезно. Территориальные конфликты Китая с соседями тянутся долго и формируют картину союзников и противников Пекина априори. И это один из факторов, беспокоящих США в Юго-Восточной Азии. И это во многом причина озабоченности Вашингтона вопросом «Мотор Сичи». Если мы занимаем в этой ситуации чью-то сторону и не Китая, то это может уже серьезно испортить наши отношения с Пекином», — объяснил украинский специалист по международным отношениям Николай Капитоненко, которого цитирует «Страна.ua».
Ещё одной причиной «попытки Украины в геополитику» можно предположить желание привлечь внимание новой американской администрации. Президент США так и не созвонился с Зеленским, что многими экспертами воспринимается как обида американца за попытку Украины «усидеть на двух стульях» во время противостояния Джо Байдена с Дональдом Трампом, вместо открытого выступления на стороне политика-демократа. Соединённые Штаты открыто поддерживают Японию в противостоянии с Китаем, и Украина могла в очередной раз попытаться вернуть благосклонность «старшего партнёра».
В любом случае, попытка дразнить китайского дракона ничего хорошего не сулит в первую очередь украинской экономике. С 2019-го года Китай является главным торговым партнёром (и импортёром) Украины, когда объём двустороннего оборота вышли на 12,79 миллиардов долларов США. В 2020-м Украина импортировала из Китая товаров на сумму 8,3 миллиарда долларов. При этом украинская продукция занимает в КНР менее 1% от всего импорта.
Можно констатировать, что украинские власти под внешним давлением пошли на очередную внешнеполитическую авантюру, без оглядки на состояние экономики, зависимость от китайского импорта и элементарные нормы дипломатии. При этом о каких-либо гарантиях со стороны американского «старшего партнёра» не идёт и речи. У США таких сателлитов предостаточно — но на Украине этого не учитывают. Судя по всему, там действительно поверили в собственную пропаганду значимости как «форпоста западного мира в деле сдерживания России». Но примерка ещё и роли «форпоста сдерживания Китая» может Украину надломить окончательно.
Максим Тихонов