Сербия сегодня вновь говорит «нет» настойчивым требованиям Брюсселя объявить о санкциях против РФ. Ответ президента Вучича — в материале ПИКiNFORM.
Европейские топ-чиновники продолжают антироссийскую кампанию не только в рубежах ЕС, но и среди кандидатов на вступление, склоняя «подопечных» к объявлению санкций против России. Таким шантажом «отличился» глава евросоюзной дипломатии Жозеп Боррель, обернувший довольно наглые требования к Белграду в упаковку новых обещаний — но очевидно, Сербия уже знает цену этим посулам.
Так, на пресс-конференции в Брюсселе Боррель начал предлагать сербской стороне расширение товарооборота в два с половиной раза в следующие десять лет, а также 3 миллиарда евро за четырнадцать лет. При этом «главдипломат» ЕС подчёркивал отсутствие каких-либо других вариантов для Сербии, кроме как вступление в «европейскую семью». Взамен Боррель недвусмысленно призвал сербского президента Александра Вучича «более активно подключаться» к внешним санкциям Евросоюза. Россия за этой формулировкой угадывалась более чем прозрачно.
«Пока я президент, Сербия не будет вести политику введения санкций против России и Китая. Я это говорю и в Брюсселе, и везде, потому что открытая политика в интересах Сербии… У меня хватает храбрости и прочности позвоночника», – заявил Вучич.
Сербский президент ответил однозначным отказом, но при этом умело ввернул в своё заявление вторую мишень европейской (и проамериканской) санкционной политики — Китайскую Народную Республику. Этим «вворачиванием» Вучич дал понять Боррелю: обе державы Сербию в беде не оставят, и Евросоюзу нужно поумерить аппетиты и убрать шантаж из брюссельско-белградского диалога.
За этой уверенностью Вучича стоят факты, а не эфемерные упования. С Россией Сербия имеет не только историческую, культурную и духовную связь, но и крепнущее с каждым годом бизнес-сотрудничество. По словам балканиста Олега Бондаренко, именно в Сербии есть представительства всех крупных российских компаний, работающих за пределами своей страны. Упоминания заслуживает и объединение двух стран новым газопроводом с 2021-го года, развитие атомной энергетики в Сербии «Росатомом» и модернизация сербской железной дороги при активном участии РЖД.
С Китаем же Белград связывают дружеские отношения ещё со времён СФРЮ. Эти связи укрепились и благодаря той помощи, которую КНР (наряду с Россией) предоставила в разгар прошлогодней «первой волны» пандемии COVID-19. Получая бесценный тогда медицинский груз из Китая, Вучич разгромно высказался о Евросоюзе, который бросил его страну на произвол судьбы — вернее, пандемии.
Сербия — небогатая страна, руководство которой (включая Вучича) пока не видит другого пути, кроме вступления в Евросоюз. Однако официальный Белград не намерен терять Россию или Китай, разменивая это на туманные обещания помощи от ЕС. Цену этим обещаниям в Белграде знают очень хорошо, что подтверждает и заявление президента Сербии.
Максим Тихонов