Антироссийская пропаганда сегодня — это щедрое финансирование, проверки на лояльность полиграфом и беспощадное подавление инакомыслия в своих рядах. Откровения Александра Орлова — в материале ПИКiNFORM.
Практически с начала Холодной войны на СССР и страны соцлагеря было развёрнуто вещание пропагандистских радиостанций, называемых в Советском Союзе «вражескими голосами». Среди наиболее мощных пропагандистских структур, последовательно работавших против советского строя и затем сегодняшней России, можно выделить иноагента «Радио Свобода», попечителем которого официально является Агентство США по глобальным медиа. Однако специалисты связывают деятельность этой радиовещательной организации в первую очередь с американскими спецслужбами.
Как функционирует «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (RFE/RL)? Специфика деятельности, несколько далёкой от журналистики, делает эту радиовещательную организацию довольно закрытой от любопытствующих, однако полог тайн иногда приоткрывается благодаря бывшим сотрудникам. Своими откровениями поделился и бывший сотрудник RFE/RL Александр Орлов, работавший в Праге на «Радио Свобода» с 2015 по 2016 годы.
Как рассказал Орлов, после увольнения из ВГТРК он планировал написать книгу о пропаганде в России, для чего встретился с бывшим коллегой, уже устроившимся на «Радио Свобода». Тот рассказал ему, что его нынешнее руководство недооценило роль ТВ, что показали события в Крыму и на Донбассе, поэтому было решено создать собственный ресурс и в этом направлении. На открывшуюся вакансию и был приглашён Орлов.
По его воспоминаниям, опубликованным на сайте RT, для трудоустройства на «Радио Свобода» ему пришлось ответить «на тысячу вопросов» и пройти проверку на детекторе лжи, для чего журналиста отвели в посольство Соединённых Штатов, где сидели «буквально ветераны ЦРУ».
«Разумеется, ни на каком ВГТРК такое и представить нельзя. В России, если ты в госкорпорации работаешь, то в частной жизни можешь думать, что хочешь: в принципе, можешь быть каким угодно либералом, спорить с начальством и быть уверен, что никаких последствий не будет… Оказалось, там [на RFE/RL — прим.] всё ещё жёстче… И качество корпоративной культуры… Она предполагает — если ты врёшь, ты ещё и не должен сомневаться в том, о чём врёшь», отметил Орлов.
На новой работе россиянин столкнулся с жёсткой цензурой контента, выдаваемого в эфир. Так, Орлову запретили называть боевиков группировки «Аль-Каида» (запрещена в РФ) террористами, обязав обозначать их в эфире как «повстанцев». На вопрос журналиста о терактах 11 сентября 2011 года, к которым причастны члены этой организации, ему объяснили, что «сейчас всё поменялось» и необходимо следовать рекомендациям из центрального офиса.
Орлов также рассказал, что проблемы на работе у него начались из-за репортажа о детском лагере украинской неонацистской группировки «Азов» (запрещена в РФ). Претензии свыше вызвал анонс с заголовком «От сердца к солнцу…» и обозначение лагеря «нацистским». Как объяснил Орлову вице-президент RFE/RL, «немного национал-социализма» режиму на Украине необходимо для победы, но нельзя позволять «врагу» называть их фашистами.
Однако причиной увольнения Орлова, по его словам, стал его материал по сирийскому городу Ракка, который на тот момент был подконтролен так называемому «Исламскому государству» (запрещено в РФ). Пропагандисту запретили называть город «столицей самопровозглашённого халифата», велев использовать словосочетание «командный пункт» и умалчивать о бомбёжках западной коалиции, ограничившись упоминанием «сложной обстановки». Когда Орлов пригрозил выложить эти указания в Сеть, было принято решение о его увольнении.