Великобритания сегодня планирует принять в подданство всех жителей Гонконга, которые этого пожелают. Какую пользу извлекут от этого КНР — в материале ПИКiNFORM.
Подавление протестов в Гонконге китайскими силовиками, а также урезающие автономию региона законы, принимаемые Пекином, вызывают резкое недовольство западных стран. Более всех в критике КНР преуспели не только Соединённые Штаты, но и Великобритания. Если для США нападки на Китай «удобны» ввиду разразившейся торговой войны, то у Соединённого Королевства есть свой резон.
Гонконг находился в столетней «аренде» Великобритании, до 1997-го года. Почти двадцать пять лет британцы ушли из своей азиатской колонии, передав бразды правления над территорией властям Китайской Народной Республики, но с оговорками. Была предусмотрена широкая автономия продолжительностью в 50 лет, до 2047-го года, в рамках курса «Одна страна, две системы». Протесты в Гонконге, в 2014-м и 2019-м, объясняются беспокойством гонконгцев в отношении Пекина, неоднократно обвиняемого в покушении на статус-кво.
Но последние протесты, связанные с китайским «законом об экстрадиции», оказались слишком массовыми и продолжительными, развязывая руки Великобритании в отношении бывшей метрополии. Под вывеской заступничества за бывших подданных, Соединённое Королевство выступило с идеей принятия в британское подданство всех гонконгцев, обладающих документом под названием NBO. Этот «кваззи-паспорт» британцы раздавали в Гонконге накануне возвращения региона в «родную китайскую гавань», для безвизовых визитов в бывшую метрополию продолжительностью в шесть месяцев. Если Лондон реализует свой план, гонконгские обладатели NBO могут без бюрократической волокиты претендовать на британский паспорт.
Это может привести к массовому оттоку всех тех гонконгцев, которые не согласны с политикой централизации, последовательно проводимой Пекином в отношении своего «специального региона». Около 10% жителей Гонконга обладают NBO, но с их родными и близкими численность таких эмигрантов может достигнуть нескольких миллионов. Немалые цифры для региона с населением 7,5 миллионов.
Почему же Пекин реагирует на инициативу Великобритании довольно спокойно, ограничиваясь замечаниями о вмешательстве в свои дела? Как предположили в российской газете «Взгляд», Пекин может извлечь пользу из оттока гонконгских несогласных. В первую очередь уедут активисты подавленных протестов и их сторонники, взамен них из «большого Китая» приедут лояльные Пекину граждане, далёкие от ностальгии по британскому владычеству. Британия же получит преимущественно выходцев из среднего класса, хорошо владеющих английским языком.
Можно даже предположить некие скрытые договорённости между Лондоном и Пекином, где каждая из сторон получит от эмиграционного потока гонконгцев собственную выгоду. Китай сможет «сохранить лицо» без многотысячных арестов в специфическом регионе, чтобы спокойно готовится к предложению концепции «Одна страна, две системы» для Тайваня.
Ирония в том, что Британия намерена следовать путём, за который ещё недавно нещадно критиковала Россию. Когда Владимир Путин подписал указ о принятии в гражданство жителей ДНР и ЛНР, это предполагало в том числе «гуманитарный зонтик» для региона, находящегося под угрозой нового наступления ВСУ и многотысячных жертв. Теперь российские дипломаты могут припомнить Джонсону, намеренному британским паспортом спасать протестующих гонконгцев от дубинок китайских силовиков, лицемерие критики по путинскому указу. А Россия в очередной раз получила подтверждение: её последние действия (в том числе по Донбассу) ничего не нарушают, западные страны лишь играют на двойных стандартах — довольно нагло и небезуспешно. Есть чему поучиться.
Максим Тихонов