В Белоруссии появился собственный «день народного единства». Его дата возмутила Варшаву, которая привычно нашла «российский след». Подробнее — в материале ПИКiNFORM.
Стремительное охлаждение польско-белорусских отношений вызвано не только протестами в Минске или президентством Александра Лукашенко, но и вопросами историями. В двадцатом веке произошло слишком много событий, которые в двух соседних странах могут иметь совершенно противоположные толкования. Таким «камнем преткновения» стало чествование Польше так называемых «проклятых солдат» — антикоммунистических вооружённых формирований, действовавших после Второй мировой: в Белоруссии помнят о многочисленных преступлениях этих боевиков против гражданского населения.
Теперь настал черёд Варшавы гневаться в адрес своего соседа. В Белоруссии утверждён «День народного единства», назначенный на 17 сентября. Именно в этот день, в 1939-м году Рабоче-Крестьянская Красная Армия начала «западный поход» и заняла территории бывшей Польши, населённые украинцами и белорусами. К тому времени польская армия рухнула под ударами Третьего Рейха, а правительство бежало в Румынию.
Отреагировал МИД Польши на новый белорусский праздник, мягко говоря, предсказуемо: припомнили «пакт Молотова-Риббентропа» и репрессии на занятых СССР территориях. Но куда удивительнее оказалось официальное заявление польских дипломатов о причастности к новой дате белорусского календаря… России.
«Это жест, который является частью действий России, направленных на переосмысление чрезвычайно сложной истории нашего региона, которая серьезно помешает Беларуси в диалоге и взаимопонимании с соседними странами, а также с европейскими странами. Учреждение Дня народного единства в ознаменование включения Беларуси в Союз Советских Социалистических Республик является прославлением советского наследия и попыткой отрезать Беларусь от ее истинных корней. Это акт, который подрывает независимость и суверенитет Беларуси» — негодует МИД Польши.
В Варшаве не потрудились объяснить, как причастна Россия к документу, который подписал Александр Лукашенко «для внутреннего пользования» — как умолчали о том, как ранее Польша довольно хамски отвечала Минску по дню памяти «проклятых солдат». Несколько раз упомянув в заявлении «пакт Молотова-Риббентропа», МИД Польши начисто забыл о заключённом в 1934 году «пакте Пилсудского-Гитлера», как и об оккупации Тешинской области Чехословакии, захваченную Гитлером после «Мюнхенского сговора». Но такие факты портят польскую историографию, и делают возмущение местных дипломатов откровенно лицемерными.
Максим Тихонов