Амбициозный турецкий проект угрожает важной международной конвенции, но официальная Анкара подавляет любые попытки указать ей на это. Подробнее — в материале ПИКiNFORM.
Сразу десять отставных адмиралов турецкого военно-морского флота были задержаны и ещё четыре вызваны на допрос в связи с коллективным письмом, направленным президенту Реджепу Тайипу Эрдогану. В открытом обращении 103 адмирала, находящихся в отставке, выступили против строительства канала «Стамбул». По планам Анкары реализация этого проекта обеспечит альтернативу проливам Босфор и Дарданеллы, соединяющим Чёрное и Средиземное моря.
Как считают адмиралы в отставке, канал «Стамбул» подорвёт принятую в 1936-м году Конвенцию Монтре. В соответствии с ней, проход через черноморские проливы разрешается всем гражданским судам и ограничивается для флотов тех государств, которые не имеют выход к Чёрному морю. Так, «нечерноморские» военные суда по общему тоннажу не должны превышать 45 тысяч тонн, а их срок пребывания в Чёрном море — не более 21 суток.
«Эта акция посреди ночи неприемлема в стране, где были военные перевороты. Никакой отставной военный не может вмешиваться в политические темы. Это не имеет связи со свободой слова. Будь они даже адмиралами, они не имеют права на клевету в адрес нашей доблестной армии. Связывать канал «Стамбул» с [конвенцией] Монтре – полностью ошибочно. Это проект, который укрепит нашу независимость. У нас нет ни малейшего намерения и планов выходить из Монтре», — заявил Эрдоган.
Однако отставные адмиралы, чьё недовольство было подавлено с той же решимостью, с которой Эрдоган давил путч 2016-го года — не единственные представители турецкой элиты, выступающие против пролива «Стамбул». До флотоводцев с аналогичным коллективным письмом выступило 126 турецких дипломатов. Они также считают, что реализация проекта поставит Конвенцию Монтре под вопрос, и спровоцирует потерю Турцией суверенитета над Мраморным морем.
Таким образом, можно констатировать раскол в турецкой элите, к которым без сомнения можно причислить и отставных адмиралов, и отставных послов. Однако Эрдоган продемонстрировал решимость во что бы то ни стало построить канал. Сейчас Турция зарабатывает на проходе иностранных судов через Босфор и Дарданеллы крайне скромные суммы из-за ограничений Конвенции Монтре. На альтернативном проливе Турция будет устанавливать и свои правила прохода, и тарифы на него. И когда по каким-либо причинам Босфор и Дарданеллы будут перекрыты, Турецкая Республика получит полный безоговорочный контроль морского сообщения между Средиземным и Чёрным морями.
Максим Тихонов