Новое место политической нестабильности в Северной Африке – Алжир. В столичном городе Алжира с начала марта усиливаются протесты против выдвижения кандидатуры действующего президента на следующий, уже пятый срок. Есть погибшие как со стороны протестующих, так и со стороны правоохранителей.
Протесты все больше приобретают черты «цветной революции», но ничьего вмешательства, кроме Франции, пока не наблюдается. Алжир – самая большая африканская страна, кроме прочего она входит в десятку крупнейших поставщиков углеводородов.
Когда-то это была французская колония, в 1962-м году получившая официальную независимость от Франции. Но экономика осталась в подчиненном Франции положении. Эта ситуация устраивала как французов, так и алжирское правительство.
Последний президент Алжира Абдель-Азиз-Бутефлики правит страной уже 20 лет и собирается идти на еще один срок. Именно это и оказалось причиной протестов. По крайней мере так все выглядит с официальной точки зрения.
Президент Бутефлика давно и тяжело болеет, после покушения в 2013-м году и перенесенного инсульта передвигается только с помощью инвалидной коляски. А неделю назад, по слухам, Бутефлика был доставлен в швейцарскую клинику в очень тяжелом состоянии, официальная версия – президент проходит медосмотр в Швейцарии.
В последний день подачи документов представитель действующего президента привез нужные бумаги и подал заявку на участие в выборах. Странность тут одна: представитель президента Бутефлики заявил, что если Бутефлика опять выиграет выборы, то уйдет со своего поста через год. А за год правления он хочет провести конституционную реформу.
Остается удивляться – как Бутифлика собирается править, не приходя в сознание? А если немного задуматься, то становится понятно, что пока президент болел, некие финансовые круги от его имени правили страной. Внезапная болезнь президента толкает их на беспрецедентные шаги – выставлять кандидатом человека, который физически не способен выполнять функции правителя. И это если не вспоминать, что действующему президенту уже 82 года!
Более 800 тысяч человек вышли протестовать против несменяемой власти действующего президента. В пятницу 1-го марта погиб первый протестующий. Погибшим оказался сын видного борца за независимость Алжира, Бен-ЮсефаБенкедда Хасан. Протесты приобретают все более драматический вид, и ни одна из сторон не идет на переговоры.
В 90-е годы в Алжире бушевала гражданская война, которая началась после того, как власти этой страны не захотели признавать победу исламистов на выборах. Если опять начнется гражданская война, резонанс будет не только по всей Северной Африке, зацепит и Ближний Восток, и Европу.
Стоит также добавить, что неделю назад премьер-министр Алжира Абдельмалек Селлаль был уволен с должности начальника штаба, причём без каких либо объяснений. Это увольнение удивляет, так как Абдельмалек Селлаль уже три раза добивался победы в президентской гонке для своего шефа.
Кому выгодно поджигать Северную Африку – можно лишь догадываться. Пока выгодоприобретатель не обозначился сам. Это может быть и Франция, если правящая верхушка Алжира решила изменить условия продажи углеродов Франции. А может и наоборот – некая сила хочет оставить Францию без дешевого энергетического сырья?
России смена режима не выгодна, она может потерять одного из крупнейших покупателей оружия в Африке. Кому выгодно, чтобы РФ не смола продавать свое оружие?
Логичный вывод – Соединенные Штаты. Именно им выгодно оставить Европу без дешевого углеводорода, чтобы продавать свои нефть и газ. Именно США является основным конкурентом России в сфере продажи вооружения. Особенно после демонстрации возможностей русского оружия в Сирии, когда США потеряли несколько позиций в этом крайне выгодном бизнесе.
Ну и последнее, хотя возможно это основное свидетельство причастности США – сами протесты. США – известнейший экспортер «цветных революций» на нашей планете. Впрочем, прямых доказательств вмешательства США в алжирские дела пока нет, и выводы можно делать какие угодно.