Смерть Романа Виктюка вызвала реакцию не только в России, но и на его исторической Родине. Однако покойному не помогла его активная позиция, чтобы избежать глумления от единомышленников. О «пляске на костях» вместо некролога — в материале ПИКiNFORM.
Чтобы соответствовать неким неписаным идеалам «политического украинства», мало «верноподданно» поддерживать официальный Киев войне на Донбассе, госпереворот 2014 года или евроатлантическую интеграцию. Оказалось, этого совершенно недостаточно, чтобы в проукраинской среде стать «своим». Это выяснил и Роман Виктюк — правда, уже после своей смерти.
После смерти советско-украинского театрального режиссёра Романа Виктюка 17 ноября 2020 года, в России (где со времён Перестройки жил и трудился уроженец Львова) было написано немало некрологов, множество коллег по сцене выразили слова соболезнования и вспомнили заслуги основателя театра собственного имени.
Однако на Украине реакция была более неоднозначной. Многие известные «пламенные патриоты» отказались чтить память своего земляка и поглумились над известием о его смерти. В число таких комментаторов предсказуемо вошёл неонацист и лидер одиозного «Братства» Дмитрий Корчинский. Он обратил внимание в первую очередь на то, что семь лет конфликта на Донбассе (в которой на Украине официально обвиняют РФ — впрочем, побаиваясь объявлять о состоянии войны) Виктюк продолжал жить в Москве и ставить спектакли для россиян.
«Может хорошо, что умер?» — вопросил главарь «Братства»
В комментариях к записи Корчинского на Facebook проукраински настроенная аудитория преимущественно поддержала неонациста: пользователи написали, что Виктюк «будет похоронен в путинской России», «что был (режиссёр), что не было (его)», «родился украинцем — умер москалём».
Примечательно, что участник нападения на инакомыслящего журналиста Руслана Коцабу, неонацист из группировки «Нацкорпус»» Алексей Бык присоединился к этому массовому глумлению, грубо выразив «удивление» скорби «несознательных» украинцев по Виктюку, так как последний жил в российской столице. Однако самому Быку припомнили слова сожаления по случаю смерти музыканта Егора Летова (группа «Гражданская оборона»), и пришлось уже выворачиваться самому неонацисту, чтобы не попасть под шельмование столь же душевных единомышленников. Летов, объяснил Бык, не был украинцем, и во время войны на Донбассе «не сидел в Москве».
Чудесные нравы в проукраинской «тусовке», не правда ли? Ведь вся соль заключается в том, что сам Виктюк — из их среды, несмотря на более чем успешную карьеру в России. В 2014-м году он обратился с недвусмысленным, хотя и крайне неоднозначным «посланием» к жителям Донбасса, находившихся в тот момент под обстрелами украинской армии. Театральный режиссёр призывал их «выключить телевизоры» для понимания происходящего «в тишине». При всём желании жителям Донбасса невозможно было исполнить рекомендацию Виктюка о соблюдении тишины — на момент месседжа Виктюка (17 июня 2014 года) многие города региона находились под артиллерийскими, авиационными и миномётными ударами ВСУ.
Но не помогла Виктюку то высказывание (которое вообще-то отдаёт чудовищным лицемерием), как и публично демонстрируемая много лет неприязнь к президенту России Владимиру Путину. Режиссёр так и не был признан «тусовочкой» окончательно своим, и удостоился после смерти лишь «пляски на костях», за редчайшими исключениями. Хороший урок для остальных, кто по сегодняшний день считает себя «проукраинским» — даже если демонстрировать при жизни такую позицию публично и регулярно, вместо некролога можно получить только глумливые комментарии от своих же единомышленников. Такой он, современный патриотизм по-украински. Впрочем, был ли он когда-то иным?
Максим Тихонов