Имидж Украины за рубежом может пробить даже нынешнее «дно» из-за открытого похищения судьи-коррупционера в Молдавии. В деталях нового скандала разбирался ПИКiNFORM.
Отношения Украины и Молдавии значительно потеплели после поражения в последней условно пророссийского Игоря Додона и прихода к власти неприкрыто прозападной Майи Санду. И пусть полномочия молдавского президента урезаны в пользу правительства и парламента, это прекрасно проиллюстрировало разворот Кишинёва в сторону Запада — и антироссийской политики соответственно. Эти предположения аналитиков лишь подкреплялись «грозными» заявлениями Санду по Приднестровью и присутствию там «нежелательных» российских войск.
На этой почве и расцвел новый этап молдавско-украинских отношений, спаянных общими западными странами-кураторами и единым евроатлантическим курсом. Официальный Киев, испортивший или охладивший за семь послемайданных лет отношения со всеми соседями и рядом стран из других регионов мира, мог радоваться: в Кишинёве пришли к власти (точнее — взяли реванш) политические силы с риторикой и курсом, схожими на украинские.
Но послемайданная Украина не была бы собой, не попытайся она изо всех сил испортить даже эту сомнительную идиллию во внешних отношениях. В субботу 3 апреля на территории Молдавии неустановленными (пока что) лицами был похищен бывший украинский судья Николай Чаус, тщетно искавший у южных соседей политическое убежище после обвинений в коррупции. Украинцам Чаус запомнился получением взятки в 150 тысяч долларов США и хранением банкнот в трёхлитровых банках на своём огороде. Сегодня «украинский след» в этом похищении обсуждает вся Молдавия. Возмущение плохо скрывают даже те, кто ещё вчера заверял Украину в поддержке и вслух мечтал совместно с Киевом раздавить Приднестровье.
Обстоятельства исчезновения Чауса будут расследовать на уровне молдавского парламента. Уже установлено, что похитители выехали на Украину, а организаторы вели переписку между собой на «мове». Фигурирует в расследовании и автомобиль украинского посольства: в багажнике транспортного средства преступники могли упрятать беглого коррупционера.
Украина смогла ответить на это только сухим заявлением главы своего МИД Дмитрия Кулеба о «непричастности» его государства. Ещё более заурядным прозвучал намёк министра на «силы, которые пытаются помешать» ныне тёплым отношениям двух стран: явно подразумевалась Россия. Но эти заявления высмеиваются по обе стороны международного скандала.
«Заявление Кулебы выглядит крайне неуклюже и неуверенно. Понимая, что разгорается международный скандал, Кулеба пытается его погасить. При этом за сам скандал Кулеба не будет нести ответственности», – полагает украинский адвокат Ростислав Кравец.
На Украине в похищении Чауса подозревают не только собственные спецслужбы, но и лиц из окружения бывшего президента Петра Порошенко. Именно этот политик заинтересован, чтобы судья-коррупционер не дал показаний, связывающих его деятельность с пятым главой украинского государства. Именно команду Порошенко ранее называли причастной к вывозу Чауса на территорию Молдавии. Однако официальная экстрадиция, как и открытый суд над бывшим служителем украинской Фемиды, могли оказаться слишком нежелательными для ряда влиятельных лиц в Киеве. Но кто бы ни стоял на Украине за похищением Чауса, внешнеполитический имидж страны потерял новые баллы, заодно подпортив «старую новую» дружбу двух лимитрофных режимов.
Максим Тихонов