Комитет Верховной рады по вопросам экологической политики и природопользования поддержал законопроект, который предусматривает наказание за распространение пластиковых пакетов в Украине. Штрафы предлагаются нешуточные – от 1 700 до 8 500 тысяч гривен. Под запретом даже оксоразлагаемый экопластик. Что предлагается в качестве альтернативы – бумага, стеклянная тара, авоськи из верёвок, в общем то, что совсем недавно креаклы называли “дремучим совком”. Подробнее — в материале Игоря Миртовского.
Вероятно, на Украине уже решены все проблемы, раз депутаты взялись за продвижение экологических законов, значительно удорожающих стоимость упаковки продуктов и товаров широкого потребления? Хотя, 92 место в глобальном рейтинге благосостояния Международной аналитической организации Legatum Institute, перемогой не назовёшь. Украина остается «лучшей среди худших» по многим показателям, особенно в вопросах здравоохранения.
Но вот только вместо адекватных реформ – уничтожение доступной медицины. Да и экологические проблемы решаются как-то странно: ни хранящиеся под открытым небом пестициды, ни отравленные отходами реки, ни загрязнение воздуха вредными производствами, экологов особо не волнуют. Главное, чтобы кусок колбасы был завёрнут в бумажку, а не полиэтиленовый пакет, хотя такими темпами обнищания, скоро денег будет хватать только на упаковку для еды.
При анализе Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины процедуры стратегической экологической оценки местными органами власти, были выявлены следующие нарушения. Во-первых, стратегическая экологическая оценка не учитывается при разработке документов государственного планирования, в том числе – градостроительной документации. Во-вторых, местные органы государственной власти направляют в Минприроды данные о состоянии экологии не в полном объёме. Вероятно, в целях сокрытия информации от органов центральной власти.
К примеру, местными органами целенаправленно отправляются уменьшенные копии графических материалов, что не позволяет провести их обработку при анализе. И что самое важное – отчёты посылаются зачастую позже обнародования этих материалов в СМИ, что непозволяет Минприроды вносить корректировки и исправления в статистическую отчётность.
В-третьих, местные органы власти не проводят на постоянной основе обязательный мониторинг последствий исполнения документа государственного планирования для окружающей среды, в том числе и в пункте охраны здоровья населения. Никаких данных о результатах наблюдений в открытых источниках не предоставлены.
Кстати, негласными лидерами по экологическим проблемам, являются подконтрольные Украине части Донецкой и Луганской областей. Количество промышленных отходов на территории “за лентой” увеличилось в несколько раз, хотя предприятия металлургической и химической промышленности значительно снизили темпы работы. Речь идёт об отходах, ввозимых в Донбасс из разных регионов Украины. Чего только стоит специализированный полигон вблизи села Фугаровка Попаснянского района, где хранятся практически все опасные отходы со всей Луганской области?
Не лучше обстоят дела и с лесным ресурсом. На подконтрольной Украине части Луганщины происходит бесконтрольная вырубка леса, а после, для сокрытия следов преступления, чёрные лесорубы в военной форме устраивают поджоги. C 2017 года мы предупреждали украинскую общественность, что в районе поселка Боровское регулярно шла вырубка леса, который вывозился в огромных объемах. И вот результат: в конце августа — начале сентября, остатки уничтоженного леса подожгли, масштабный пожар перекинулся на жилые дома, огонь добрался до Северодонецка. Так же полыхнуло и в Новоайдарском, Станично-Луганском районах, везде, где в последнее время масштабно уничтожался зелёный лес, начались пожары.
Кстати, уничтожение леса – настоящая экологическая диверсия. Луганщина – зона рискованного земледелия. При хорошем качестве почвы имеется существенный дефицит воды и главное – сильные ветра, переходящие в песчаные бури. Только высаженные искусственно леса смогли удержать на месте сотни тысяч тонн переносимой земли! Нет лесов – будут проблемы и с хлебом.
Стоит упомянуть и о качестве водных ресурсов. Канализационные и промышленные стоки загрязняют реки. Минприроды республики постоянно осуществляет мониторинг качества поверхностных водных объектов в бассейне реки Северский Донец, и результаты исследований оптимизма не вселяют: нарушение кислородного режима, превышение норм органических соединений, всё это указывает на загрязнение канализационными стоками. Но вот проблема – мы можем только мониторить и фиксировать нарушения, а вот как повлиять на Украину – никто не знает. И что ещё хуже – никто точно не может сказать, что творится с экологией на оккупированной Украиной территории.
Тот же Рубежанский картонно-тарный комбинат имеет в своём распоряжении огромный полигон, намного превышающий уровень собственных отходов предприятия. Что и в каких количествах завозят из других регионов в Луганскую область – никто не знает. Да, мы отделились от Украины ментально, идеологически, политически, но у нас общая территория. Наши леса – в общем пользовании, мы берём для своих нужд общую воду. Ветры с пожарищ под Северодонецком, затянули этой осенью дымом и наши города. И как повлиять на страну, которая варварски относится к природе Луганщины, а в людях видит только рабочую биомассу, мы не знаем.