Война в Нагорном Карабахе велась не только на поле боя, но и в Интернете — причём противник бросил против армян значительные силы, о которых стало известно только сейчас. О псевдоармянских аккаунтах и разжигании ими паники, русофобии и капитулянтских настроений — в материале ПИКiNFORM.
Конфликты сегодня выигрываются не только в сражениях бронетехники и даже в небе ударными беспилотниками, но и в онлайн-среде. Важность ведения информационных войн была известна ещё в двадцатом столетии и ранее, для чего использовались радиостанции, газеты (в том числе фальшивые выпуски с ложной информацией), журналы, книги и телепередачи, навязывавшие вражеской аудитории собственную повестку, от недоверия к политическому строю до пораженческих настроений.
Скорость распространения информации в онлайн-среде сделала необычайно важной определённую и крайне щепетильную работу в социальных сетях. Недавно закончившийся вооружённый конфликт в Нагорном Карабахе служит самым свежим и одновременно ярким примером. Как выяснил директор проекта по работе с информацией в Сети DataLocator Эдгар Григорян, в ходе его мониторинга соцсетей были выявлены тысячи фейковых аккаунтов в армянозяычном сегменте Интернета.
Как рассказал цитируемый RT эксперт, одновременно «как по команде» в армянской социальной сети ArmFriend с различных IP-адресов массово создавались профили от якобы пользователей-армян. «Лже-армяне» занимались распространением панических настроений внутри соцсети. Позднее DataLocator обнаружил такую же деятельность «лже-армян» на Facebook, Вконтакте, в мессенджере Telegram и на «Одноклассниках».
Что пропагандировали эти фейковые аккаунты? По словам Григоряна, с них активно распространялась мнение, что Армении не нужна Российская Федерация, которая «предала» и является «оккупантом».
«Основная цель была представить Россию в виде некоего тирана», — отметил эксперт.
Также фейковые аккаунты распространяли дезинформацию среди армянских пользователей, что их армия «везде побеждает» и противник почти разгромлен, чтобы увести аудиторию от объективности. Одновременно пропагандисты отрабатывали внутиармянскую политическую повестку, раскалывая пользователей на два основных лагеря и сталкивая их между собой. Уже спустя неделю-полторы с момента начала боевых действий армянам начали навязывать тезис, что премьер-министр Никол Пашинян «всё продал» и «сдал» Нагорно-Карабахскую Республику.
В настоящее время фейковые аккаунты продолжают работу, несмотря на окончание конфликта, вбрасывая мнение, что армян обманули и продали, а всё произошедшее было организовано Российской Федерацией якобы для расширения своего влияния в этом регионе.
Из числа аккаунтов, IP-адреса которых удалось установить, 31% велись с территории Азербайджана, 21% из Турецкой Республики, почти 19% управлялись из Великобритании. В отношении последних Григорян выразил уверенность, что речь идёт не о VPN-адресах или прокси, так как «бот-фермы» предпочитают гораздо более дешёвые украинские или азиатские адреса VPN-сервисов.
Григорян оценил ущерб Армении от «армии ботов» как достаточно серьёзный, от морального аспекта до имиджевого. Охват аудитории пропагандистов составляет более 20 миллионов пользователей. При этом в самом Азербайджане доступ к Интернету был купирован — что означает выстраивание им обороны для своих сетей, чтобы затем приступить к «наступательной части» в информационной среде.