Скандал с белорусской спортсменкой Кристиной Тимановской, досрочно оставившей Олимпиаду в Токио и уже получившей политическое убежище в Европе, напомнил многим постсоветским обывателям полузабытый термин «невозвращенец». Так в период СССР называли пребывающее за рубежом по личному или служебному поводу лицо, отказавшееся по политическим причинам возвращаться в свою страну.
Пока «прогрессивная общественность» ругает официальный Минск и лично Александра Лукашенко за давление на спортсменку и события последнего года в целом, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба стремится «быть в тренде», сообщив об оказании необходимой помощи мужу Тимановской Арсению Зданевичу, который приехал из Белоруссии. Можно предположить, что Зданевич использует Украину как «транзит» на Польшу, куда должна проследовать супруга.
Официальный Киев и лояльные ему СМИ поддержали «информационную волну» скандала с Тимановской — но выглядит Украина в этом вопросе, как в притче про соринку и бревно. Послемайданный режим вчистую «выигрывает» у минского по числу политзаключённых и политических убийств (если признать всё, что инкриминируется Лукашенко). И это несмотря на то, что послемайданным украинским порядкам — чуть больше семи лет, а Лукашенко не выпускает президентский штурвал почти три десятилетия.
И будто иллюстрируя абсурдность критики Киева в адрес белорусского соседка, возник новый «спортивно-политический» скандал, дискредитирующий Украину. Жертвой на сей раз стал не олимпиец, а украинский киберспортсмен — Александр Костылев, известный под ником s1mple из мультигейминговой (и одной из лучших в бывшем СССР) команды NAVI.
С «обличением» Костылева выступил одиозный Сергей Стерненко —неонацист, который благодаря неофициальному сотрудничеству со Службой безопасности Украины и открытой поддержке посольства США сумел избежать наказания по целому ряду эпизодов — участию в «одесской бойне» 2 мая 2014 года, похищение и убийство регионального политика Сергея Щербица в 2015-м , убийство (на видеокамеру) в ножевой драке 28-летнего Ивана Кузнецова тремя годами позднее. Это лишь самые громкие обвинения; помимо них, неонацисту инкриминируют наркоторговлю и множественные эпизоды беспорядков, включая нападения на инакомыслящих.
Обладатель столь «богатой» биографии решил обличить Костылева в «неправильном» высказывании, который киберспортсмен сделал во время стрима несколько лет назад. Когда его спросили на английском языке о принадлежности Крыма, геймер ответил, что считает полуостров российским.
«Киберспортсмен-малоросс Александр Костылев «S1mple» (с NaVi) назвал Крым российским. Костылев — гражданин Украины. Родился в Киеве. Он далеко не впервые демонстрирует свою любовь к оккупантам. Но на этот раз наговорил себе на статью 110 уголовного кодекса [“посягательство на территориальную целостность” — прим.]», — написал Стерненко.
Неонацист добавил к своей записи ссылку на аккаунт Костылева, на которого обрушились упрёки в отсутствии патриотизма и угрозы — как «посадки», так и самосуда. Заверения киберспортсмена, что два года назад он ответил «на автомате» и подразумевал ситуацию в Крыму в целом (действующую на полуострове власть), не помогли — это лишь раззадорило хейтеров, предупредивших жертву травли о нежелательности возвращения на Украину.
Ситуация для Костылева сложилась крайне опасная — Стерненко, как показала его биография, действительно может позволить себе безнаказанное нападение на назначенного «врага государства», и затем попросту избежать ответственности. Количество политзаключённых, осуждённых по пресловутой 110-й статье УК Украины даже при полностью «разваленных» уголовных делах, также говорит само за себя.
Киберспортсмен сейчас находится в России — об этом пишет украинское Интернет-издание Klymenko Time, предположив, что там Костылев и останется, ввиду очевидной опасности. Если против него будет возбуждено уголовное дело или Стерненко продолжит кампанию травли (что более чем вероятно), Украина получит «своего» спортсмена-невозвращенца. Скандал вряд ли будет столь громкий, так как к киберспорту не приковано такое же внимание, как к Олимпиаде, а «коллективный Запад» отказывается замечать факты политические преследования Украиной своих граждан, как и военные преступления ВСУ на Донбассе. Но на фоне ситуации с Тимановской, фактическое преследование s1mple (за что целиком и полностью несёт ответственность государство, курирующее Стерненко и других неонацистов) выглядит более чем показательным.