Украина, 10 апреля. Сами представители высшего духовенства раскольнической ПЦУ сознаются в «церковном перевороте» и «лживом пути» новой структуры. Последние новости Украины – в материале ПИКinform.
Кризис «политико-церковного управления» (ПЦУ)
Под фанфары Томос-тура Порошенко на Украине был обеспечен так называемый «мирный переход» десятков православных храмов канонической Украинской православной церкви (УПЦ Московского Патриархата) в раскольническую церковно-политическую организацию ПЦУ.
Но, как оказалось – и храмов перешло мало, и ходить в них некому… Интересное наблюдение: за три недели до первого тура выборов на Украине, из медийной повестки ушли сообщения о «мирных переходах» храмов, а на церковном фронте наступило затишье.
При этом, в самой ПЦУ страсти и борьба кипят не по-детски, возня за власть между Киевским патриархатом (также – неканонический, под предводительством Филарета) и ставленниками так называемого нового руководства, не стихает ни на минуту.
А это уже вопрос будущего всей структуры. И тем более – в случае поражения на выборах президента Украины «политического патриарха» ПЦУ Петра Порошенко.
Сколько храмов «отжали» раскольники
Согласно данным канонической УПЦ, на середину марта отобрано 66 храмов, около четырех десятков перешли «добровольно», по новому специальному закону. Из последних сорока 90% — это приходы в западных областях Украины, по сему данный показатель не является репрезентативным в вопросе оценки реакции общества на новую «церковь»
Но всего у канонической УПЦ около 12 тысяч приходов, что, согласитесь, несоизмеримо больше, чем то, что смогли отнять «поборники гидности и самостийности»:
«Всем этим управляет власть. Если бы власть в этом не участвовала, то захватов храмов бы и не было. Всё возглавляется главами сельсоветов или депутатами — районных и областных советов. В большинстве случаев храмы захватывают привозные люди, а массовку создают члены территориальной общины, которые в местную церковь вообще не ходят». — цитирует украинское издание «Страна.юа» викария Киевской епархии УПЦ Виктора Коцабу.
То есть, если перевести на более простой язык слова архиерея, вырисовывается такая формула: по команде местного чинуши приезжает стадо баранов в спортивных костюмах, а стадо местных овец заходит с флангов, и оба стада начинают блеять о свободе, гидности и суверенитете. При этом, оба стада не имеют никакого представления об объекте и предмете своего блеяния.
Запала не хватило
До первого тура выборов оставалась неделя, как вдруг захваты храмов прекратились.
«Когда перед выборами сместились акценты – тему ПЦУ позабыли у власти, а поэтому и прекратилась волна атак. Хотя иногда бывают и единичные случаи», — продолжает Коцаба.
Уже «отжатые» храмы пустуют, в них нет прихожан, и всё очевиднее становится провал так называемой Томос-кампании Порошенко. Особенно отчетлива, в негативном плане, картина в церквях, так или иначе принудительно «переведенных» в ПЦУ:
«Когда захватываются храмы, то на место привозят десятки, а то и сотни людей. Но эти люди приезжают – выполняют свое дело и уезжают обратно. После их визита в селе может быть найдется человек десять, которые это поддерживали. Вот в первое воскресенье в храм пришли именно эти десять человек, во второе — восемь, а на третий раз ещё меньше. Их новый батюшка от ПЦУ поэтому и отказывается проводить службу, а храм начинает пустеть (вспомните, что мы писали чуть выше про овец)», — цитирует «Страна» свои источники в церковных кругах.
Это говорит о том, что перевод храмов в новое церковно-политическую организацию проводился неестественно, под нажимом и с угрозами. И будущего у такой организации также нет. Но не только это определяет причины пустоты отжатых храмов.
Раскол в среде самих раскольников четко вырисовывается после прошедшей эйфории, последовавшей за так называемым «объединительным собором». Как наглядный пример – Одесса, где два священника, представляющие раскольнические структуры ПЦУ и Киевский патриархат не смогли поделить место настоятеля одного из храмов. За сим последовали митинги, попытки силовых захватов храма, и в итоге священник Киевского патриархата сдался, но не проиграл:
«Я думал, что будет лучше, будет понимание, чувство братства. Я вижу в глазах своих друзей-священнослужителей только рабство, страх, подхалимство, а у высших чинов – императорство. Я не хотел такой церкви», — заявил уходя Виталий Сеник, священник УПЦ КП.
Император Филарет
Как оказалось, из многочисленных сообщений самих новоназначенных священников ПЦУ, патриарх Киевского патриархата Филарет в беседе со священниками новой церкви обозначил свое главенство в новой структуре, несмотря на полную формальную обособленность последней.
Как итог (пусть пока и промежуточный) в противостоянии раскольников ПЦУ и УПЦ КП, вырисовывается заявление митрополита самой же ПЦУ Иосафа, который вещает о «церковном перевороте» и «лживом пути» новой структуры:
«Все эти дни я не нахожу себя покоя, ибо боюсь, что своим молчанием поставлю себя когда-то ответчиком на Божием Суде! В чем же я молчу? Молчу о том, что на наших глазах и с нашим невольным участием произошел церковный переворот. В нем, обманом, сменили не только Предстоятеля Церкви, но и саму Церковь направили по какому-то лживому пути, сделали ложь началом ее бытия. Святые каноны Православной Церкви, только и только, по которым строится жизнь Церкви, заменили чьей-то человеческой, а значит, НЕ лишенной греховности, волей», — написал митрополит в своём открытом письме.
И, заметьте, это пишет не какой-то там «рупор кремлевской пропаганды», а сам архиерей новой организации ПЦУ. И здесь невольно вспоминается притча из Святого Писания о стаде свиней, в которое Господь вселил бесов. Что с ними стало – объяснять не стоит, кто не в курсе – почитайте.
Наверное, иногда, чтобы очистить Церковь, Господь даёт отступникам свободу. Главное, чтобы вынесенные из последствий этого уроки не канули в забвение, как это уже случилось на Украине с историей Великой Отечественной войны.