Украина сегодня должна «учиться и ещё раз учиться» у России, игнорируя навязываемую антироссийскую пропаганду. Что означает путинский указ о запрете экспорта необработанного леса и почему его должны изучить на Украине самым тщательным образом, объясняет ПИКiNFORM.
С 1 января 2022 года в Российской Федерации вводится полный запрет на вывоз пиловочного сырья (круглых бревен, или «кругляка»), после чего массовая и варварская «чёрная» вырубка российской древесины должна сократиться до абсолютного минимума, пресекая незаконный экспорт одного из главных природных сокровищ России. Таким стало поручение президента РФ Владимира Путина, озвученное им на специальном совещании о развитии и декриминализации лесного комплекса.
Это означает, что проблемой тотальной вырубки и вывоза за границу российского леса занялись (причём довольно запоздало) на самом высоком уровне. Несмотря на воспетые в культуре «бескрайние просторы» России, её ресурсы конечны — в том числе и древесные. «Чёрная» вырубка в последние годы обрела размахи, с которыми федеральные ведомства и местные власти попросту перестали справляться, реагируя лишь локально: на одну пресечённую незаконную схему возникало три новых.
Это распоряжение российского президента должны «от корки до корки» изучить на Украине. Там проблема с массовой вырубкой и незаконным вывозом лесов стоит не менее остро — вот только нет «бескрайних просторов». По сравнению с Россией, «лесная» Закарпатская область довольно скромна в размерах и лысеет куда более стремительно. Это приводит не только к неблагоприятной экологической обстановке, но и к бедствиям с человеческими жертвами: июньское наводнение буквально залило Прикарпатье, и причиной этому назвали именно вырубку карпатских склонов.
Но почему же Украина не повторит подобное решение, тем более под настойчивую и назойливую пропаганду последних лет о «суверенности»? Причиной является не только тотальная коррупция (включая банальный подкуп местных властей), но и внешнее управление. Помимо незаконного экспорта, Евросоюз продавливает (причём довольно прямолинейно и нагло) снятие моратория официального. Объясняя по-простому, Брюссель требует от Киева легализовать вырубку и экспорт древесины, включая самые ценные породы. Если Украина уступит — а никаких контраргументов у неё нет, то Карпаты продолжат «лысеть» с утроенной скоростью, без возможности естественного восполнения лесного массива.
Украинская «лесная» проблематика становится всё более отчётливой на российском фоне, в контексте недавнего путинского распоряжения. При сравнении России и послемайданной Украины не нужно меряться численностью танков или золотым запасом — гораздо важнее возможность самостоятельно принимать стратегические решения, направленные на сохранность ресурсов. Никакая международная организация не посмеет диктовать Кремлю, что делать с экспортом древесины или иным природным ресурсом, наземным или подземным. Украинские же власти лишены даже этой «опции».
Рядовым же украинцам необходимо задать вопросы — себе в первую очередь и властям во вторую, почему столь яростно обливаемая пропагандистской грязью Россия может принимать такие решения, а истерично настаивающая на своей суверенности Украина на подобное неспособна. И речь не только о «природной сокровищнице». Ранее даже робкая попытка пересмотра механизма назначения главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры привела к резкой недвусмысленной угрозе Брюсселя отменить безвиз — одного из немногих «достижений» Украины, причём выданного очевидным авансом. Но даже на простом и локальном примере экспорта «кругляка» в контексте распоряжения Путина украинцы могут увидеть явственную разницу между суверенитетом и его отсутствием. Пора извлекать уроки и делать выводы — пока есть хоть какие-то леса и остатки «советского наследия».
Максим Тихонов