Украина сегодня наблюдает за «публичной поркой», которую в Верховной Раде и коридорах власти устроили заместителю главы украинской делегации в «минской» группе. Почему Фокин подвергся столь жёсткой критике и что из неё следует, объясняет ПИКiNFORM.
В конце августа Витольд Фокин — первый премьер-министр Украины периода «незалежности» и новоназначенный заместитель главы украинской переговорной группы в Минске, дал интервью интернет-изданию «Страна.ua». В нём престарелый (87 лет) политический деятель не явил никаких откровений, лишь предложил выполнение Украиной Минских договорённостей: особый статус всему Донбассу, проведение всеобщей амнистии с понятными исключениями, вступление в прямые переговоры с руководством ЛДНР.
То интервью вызвало шквал критики в адрес Фокина со стороны украинкой «партии войны», что быстро переросло в банальную травлю. Виновный в развязывании войны Александр Турчинов (на период весны 2014 года — врио президента, с весьма сомнительными обоснованиями для такого назначения) назвал заявления Фокина «старческим маразмом». Не отставали от бывшего днепропетровского комсорга и его единомышленники из числа «ястребов» — от экс-президента Петра Порошенко до министра внутренних дел Арсена Авакова.
Оказалось, что то была лишь первая волна балаганного «наезда» на Фокина. Спустя ровно месяц в Верховной Раде было проведено заседание парламентского комитета по организации государственной власти и местного самоуправления. Вызванный 29 сентября «на ковёр» Витольд Фокин подвергся жёсткому давлению со стороны депутатов Верховной Рады. Те настаивали, чтобы переговорщик отрёкся от своих слов об особом статусе Донбасса и амнистии — не смущаясь, что это прописано в Минских соглашениях, завизированных в 2014-2015 годах одним из главных сегодняшних критиков Фокина, Петром Порошенко.
Однако Фокин продолжает настаивать на своём — точнее, заявлять об очевидном и ссылаться на «минские». По его словам, только во всеобщей амнистии будет смысл, а главным виновником продолжающегося конфликта на Донбассе является именно Порошенко.
«Почти 5-летнее топтание на одном месте стало следствием двух причин. Первая: Минские договоренности не являются нормативно-правовым актом, то есть они необязательны для исполнения. Но главная причина в том (буду откровенным), что гарант конституции [пятый президент Украины Пётр Порошенко] на то время больше заботился о собственном авторитете и власти, а не о народе. Я уже не говорю об огромной прибыльности военного дела», — заявил Фокин в Раде.
Но главное, что вызвало 29 августа переполох в парламенте и на Украине в целом — это заявление первого украинского премьера о том, что он не видит ни одного подтверждения войны с Россией. На самом высоком уровне наконец-то прозвучал факт, яростно отрицаемый Украиной как государством, ресурсами её пропаганды и первыми лицами. Даже за попытку усомниться в «российской агрессии» на Украине можно получить уголовное преследование или «тёплую встречу» с подконтрольными силовикам бандами националистов — а замглавы украинской делегации в ТКГ заявил об этом прямо, ещё и в стенах парламента.
Примечательно, что после этих слов на Фокина обрушились не только весьма предсказуемые «ястребы» из партий «Европейская солидарность» и «Голос», но и представители пропрезидентского монобольшинства из «Слуги народа». Президент Владимир Зеленский ранее назначил Фокина переговорщиком — и теперь его собственные соратники присоединяются к обструкции. Более того, затем глава Офиса президента Андрей Ермак фактически отрёкся от Фокина, заявив, что тот более не может представлять Украину в ТКГ. И хотя Ермак в своей записи на Facebook оговорился, что это его личная позиция, очевидно — это согласовано с главой государства, для которого Фокин сыграл роль то ли «зиц-председателя», то ли козла отпущения. Мол, это отдельная позиция политика-пенсионера, который заблуждается — а «Зе-команда» абстрагируется от заявлений Фокина, будто и не утверждала его в статусе переговорщика. Это лишь показало, что Зеленский не может отстаивать и объяснять собственные назначения, что характеризует его президентство в целом.
Сами же «допрашиватели» Фокина не сумели возразить последнему ни по одному из его доводов, и заседание превратилось в «театр абсурда». Так, председательствующий на заседании Роман Лозинский (партия «Голос») вместо каких-либо контраргументов в начавшейся полемике лишь ограничился вопросом, «чей Крым», что лишь подчеркнуло нелепость происходящего.
Судя по заявлению того же Ермака, Фокина должны вскоре отстранить от занимаемой должности. В свою очередь, депутат Ирина Геращенко уже потребовала возбудить по заявлениям переговорщика уголовное дело по статье «государственная измена». Именно так, под одобрительное молчание действующей власти, были восприняты прямые отсылки Фокина на Минские соглашения и констатация столь очевидных фактов, как неучастие России в войне на Донбассе. Скандал вокруг Фокина, начавшийся с его августовского интервью и набравший обороты на заседании в стенах Рады, убедительно показывает недоговороспособность Украины в вопросе Донбасса, и нежелание Киева установить прочный мир.
Ранее Зеленский активно навязывал согражданам утверждение, что его миролюбию и выполнению предвыборных обещаний по долгожданному прекращению конфликта якобы мешает лишь предшественник с единомышленниками. Обструкция Фокину продемонстрировала — как раз в этом вопросе бывший и действующий президенты со своими командами действуют в одном ключе: продолжение антироссийской истерии и торпедирование Минских соглашений. Это делает нынешнее перемирие на Донбассе, и без того часто нарушаемое украинской стороной, ещё более хрупким, обостряя риск возобновления «горячей фазы».
Максим Тихонов