Отключение трёх телеканалов оппозиционной направленности на Украине — несомненный акт цензуры. Как из-за политической конъюнктуры скандал пытаются замять даже на Западе, объясняет ПИКiNFORM
Украина после Евромайдана, как официально называют там государственный переворот 2014-го года, берёт курс «в Евросоюз и НАТО» под антироссийскими лозунгами, превращаясь в агрессивный форпост западных стран по соседству с РФ. Именно поэтому Соединённые Штаты и Евросоюз «с неохотой» замечают разгул украинских неонацистов и их управляемость спецслужбами, «инквизиторский» сайт Миротворец, политические убийства и войну на Донбассе в целом, с ворохом военных преступлений ВСУ.
Но, казалось бы, отключение трёх телеканалов с оппозиционной риторикой должно вынудить Запад признать факт откровенной цензуры на Украине и узурпаторские наклонности президента Владимира Зеленского. Обыватели постарше помнят «беспощадную» кампанию западных стран по России, когда на НТВ меняли собственников: именно тогда Владимир Путин, названный инициатором перемен на российском телеканале, впервые подвергся ожесточённой критике.
Как оказалось, прямой акт цензуры в виде отключения NewsOne, «112 Украина» и ZIK подпадает под определение, ставшее уже мемом: «Это другое». Лояльность украинских послемайданных властей указаниям из Вашингтона и Брюсселя оказалось ценнее неких «свобод», отсутствием которых так часто попрекают Россию и Китай. О санкциях в отношении Киева (а против России вводили целый санкционный пакет даже по недоказанным обвинениям) можно забыть. Даже банального «замечания» Зеленскому не грозит.
Как же прокомментировали политизированное закрытие украинских телеканалов в «форпостах свободы»? Одним словом — похвалили. Ибо цензура, как оказалось, не считается таковой, если средство массовой информации вместо критики РФ обходится её (и Донбасса) обсуждением с предоставлением слова всем сторонам. Ещё хуже, если кто-либо сомневается в «достижениях» Евромайдана и смеет критиковать последствия прозападных реформ, обернувшихся тотальным обнищанием украинцев.
Так, пресс-служба посольства Соединённых Штатов на Украине опубликовала в Facebook прямое одобрение действий Зеленского. Закрытие каналов было названо «защитой суверенитета и территориальной целостности», якобы соответствующей украинскому законодательству. Без единого доказательства контент «запрещённой троицы» был назван дезинформацией и оружием в гибридной войне.
В том же русле высказались и британские дипломаты. Посол Соединённого Королевства на Украине Мелинда Симмонс заявила, что её страна вслед за Вашингтоном и Брюсселем поддерживает отключение NewsOne, «112 Украина» и ZIK, что было просто-таки необходимо в «борьбе с дезинформацией».
Однако «голосов трезвомыслия» на Западе хватает, как и простой «цеховой» солидарности. Европейская и Международная федерации журналистов (EFJ и IFJ соответственно) уже заявили о прекращении эфира трёх телеканалов как о внесудебном и политически мотивированном запрете. Обе организации также считают указ Зеленского «вопиющей атакой на свободу прессы», которую нужно срочно отменить.
Тем временем на Украине «вдохновляются» прямой поддержкой цензуры западными странами: Зеленский может удостовериться, что в отношении неудобных СМИ он может действовать безнаказанно. Это уже принесло свои печальные плоды. В четверг 4 февраля в Киеве «группа лиц спортивной наружности» из неонацистских группировок атаковала здание телеканала «НАШ» — теперь уже последней украинской «кнопки», где критикуют как самого Зеленского, так и послемайданный курс Украины. Учитывая подконтрольность украинских неонацистов властям (через силовые структуры), заказчик атаки на канал «НАШ» очевиден. Те три канала закрыли санкциями против их владельца (беспрецедентно, что страна ввела санкции в отношении своего же гражданина), «НАШ» под этот каток не попал — и его будут дожимать через «ручных радикалов».
Зеленский явно пытается превзойти Порошенко. Тот прямо закрыл лишь один телеканал, киевский 17-й. В портфолио Зеленского скоро будет четыре. Такую ли свободу хотели те украинцы, которые выходили на улицы в ноябре 2013-го года? Теперь уже неважно: сегодня их пожелания формулируют в посольствах США и Великобритании, а выраженное несогласие автоматически записывает критиков в «российскую агентуру».
Максим Тихонов