Украина сегодня обсуждает заявление президента Владимира Зеленского о «тотальной мобилизации» в случае войны с РФ. О внутриукраинской критике и исторических параллелях — в материале ПИКiNFORM.
В интервью онлайн-изданию «Фокус» украинский президент Владимир Зеленский, рассуждая о вероятности «российского нападения» со стороны Крыма, пообещал мобилизовать всех своих граждан, мужчин и женщин.
«Будет большая война. Мы никуда не уйдем, мы все будем воевать», — воинственно заявил шестой президент Украины.
Парадоксально слушать эти заявления от политического деятеля, который «оглушительно» выиграл президентскую и парламентскую кампании в 2019-м году под лозунгами установления мира, завоевав своей примирительной риторикой голоса миллионов избирателей. Теперь же Зеленского всё чаще называют «главным разочарованием уходящего года» не только за некомпетентные кадровые и политические решения, но и за заигрывание с «партией войны» (которая, впрочем, взаимностью не отвечает). Более того, по градусу воинственности Зеленский перещеголял своего предшественника Петра Порошенко — даже тот никогда не давал подобных обещаний.
В украинском Совбезе (СНБО) риторика Зеленского также не встретила понимания. Заместитель секретаря Совета нацбезопасности и обороны Сергей Кривонос в заочном возражении президенту заявил, что такие мобилизованные граждане не будут обучены воевать, и не пожелают этого делать.
Украинское Интернет-издание «Страна.ua» опросило бывших и действующих участников войны на Донбассе, которые встретили заявления Зеленского с недоумением. Так, один из них откровенно заявил, что «глупо придумывать сказки о всеобщем патриотизме», так как лично ему достоверно известно о настроениях гражданского населения относительно войны.
«Как показал опыт мобилизаций первых лет АТО [“Антитеррористической операции” — прим.], это никудышная затея. Мобилизованные не хотят воевать. Армия мобилизованных по всеобщему принципу – это армия поражения и анархии», — категорично заявил ещё один бывший участник боевых действий на Донбассе.
Ещё один опрошенный украинскими журналистами полковник ВСУ, участвовавший в «АТО» и «ООС» (Операции объединённых сил) на Донбассе, сравнил идею Зеленского с проектом гитлеровской Германии в канун её падения — «фольксштурмом». Так назывались в Третьем Рейхе отряды принудительно мобилизованных гражданских лиц, включая подростков от 15 лет и стариков до 60. В последние месяцы существования нацистского режима призывались даже дети из Юнгфолька (младшей возрастной группы организации Гитлерюгенд), возрастом от 10 до 14 лет. Отряды «фольксштурма», за редчайшими исключениями, быстро «сгорали» в боях с кадровыми военнослужащими РККА и армий союзников.
Заявление Зеленского указывает на две вещи. Во-первых, своей «идеей», имеющей такие неоднозначные исторические корни, он планировал вновь послать «партии войны» месседж: мол, «я свой и не менее воинственный». Во-вторых, пришедший в политику из «медийки», не служивший даже срочной военной службы Зеленский плохо понимает реалии современной войны, и совсем не знает о настроениях своих граждан, которые весной 2019-го года миллионами голосовали за то, чтобы более не слышать от своих властей «кровожадные» заявления о войне и всём, что с ней связано.
Максим Тихонов