Украина сегодня наблюдает за активным избавлением не только от «советского политического» наследия в виде топонимики, памятников и табличек, но и от всего, связанного с памятью о Великой Отечественной войне. Этот историко-идеологический вакуум сразу наполняется реабилитацией нацизма, что на конкретном примере объясняет Влад Жечев в материале на ПИКiNFORM.
В центре Одессы 31 октября прошлого года снесли барельеф советскому маршалу Георгию Жукову, установленному на здании Приморского военкомата. Инициаторы сноса из группировки «Национальное сопротивление» бдительно наблюдали за работами коммунальщиков, а затем показательно разгромили импровизированный мемориал, устроенный одесситами в ночь после демонтажа на месте барельефу.
Пока барельеф с военкомата дожидается определённых (и очень болезненных для инициаторов сноса) перемен, находясь в запасниках местного военного музея, мишенью украинских экстремистов стал другой мемориальный знак в честь «маршала Победы», установленный на улице Новосельского. Проигнорировав протесты небольшой группы горожан и оппозиционного местного политика, праворадикальные «активисты» 4 февраля сорвали барельеф и глумливо протоптались по нему.
Этих и других украинских «снесунов» неоднократно ловили на выражении открытых симпатий «обыкновенному» нацизму, использовании экстремистских лозунгов, «вскидывании руки» в печально известном жесте. Но их фиговым листком является закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики». Официальная трактовка: Украину стращали коммунисты и гитлеровцы, и сегодня осуждаются оба строя, обе армии и оба государства, воевавшие во Вторую мировую, между которыми якобы стоит знак равенства.
Даже если вынести за скобки уместность сравнения захватчиков и освободителей, организаторов массового истребления народов и покончивших с чудовищным геноцидом, остаётся вопрос: так-таки «оба режима» на Украине осуждаются? Идёт ли борьба, на государственном уровне и через «активистов», подконтрольных силовым структурам и определённым политическим силам?
Это лишь глумливая ложь, и ничего более. Никакой борьбы с нацизмом не происходит в стране, где премьер-министр выступает со сцены на концерте группы «Сокира Перуна», использующую неонацистские тексты и свастику.
Двуличие политического украинства в этом вопросе видно даже на уровне табличек и барельефов. Открытое и наглое, чему будет конкретный пример.
Когда со здания военкомата в Одессе снимали барельеф советскому маршалу Георгию Жукову, за день до этого, 30 октября 2019 года, во Львове была торжественно установлена мемориальная табличка Юрию Полянскому. Выступающие перед зданием Львовского национального университета им. Ивана Франко, где установлен памятный знак, долго перечисляли его заслуги перед географией, а также научные достижения в аргентинской эмиграции, где Полянский получил звание профессора.
Но во время мероприятия «в честь известного географа и археолога» (прямая цитата) неловко был обойдён стороной вопрос, как Полянский оказался в далёкой Латинской Америке? Ответ мог бы испортить торжественную атмосферу: туда «учёный» отправился следом за своими хозяевами-нацистами, спасавшимися от наступающих советских войск и заслуженного возмездия. Юрий Полянский — активный деятель террористической группировки «ОУН» (запрещена в России), занимавший после прихода гитлеровцев во Львов в страшные июльские дни 1941 года должность бургомистра.
Именно в этом месяце в захваченном городе под административной властью Юрия Полянского и его подельников из «ОУН», состоялся один из самых кровавых еврейских погромов. Озверевшая толпа, в которой смешался городской маргинес и боевики-коллаборационисты, отлавливала львовян-евреев — мужчин и женщин, подвергала истязаниям прямо на улицах. Часть жертв была расстреляна «оуновцами» и немецкой айнзацгруппой в городе, других вывозили на расправу в лес.
Сегодня украинское государство для получения мифа о «национально-освободительной борьбе прошлого» не располагает ничем, кроме жутковатых деяний пособников нацистов и погромщиков. Для героизации этих персонажей начисто переписываются их биографии. «Лёгким движением руки» бургомистр-погромщик превращается в «выдающегося географа». Попутно уничтожается всё связанное с памятью о тех, кто победил, обратив в трусливое бегство Бандеру, Шухевича, Полянского и бандитов калибром помельче. Табличка на здании львовского университета в честь коллаборациониста и соучастника массовых убийств, установленная за день до сноса барельефа советскому маршалу в Одессе — одна из самых убедительных иллюстраций идеологической работы, кропотливо проводимой на Украине.