Когда Зеленский объявил войну контрабанде, многие в намерения президента покончить с этим явлением не поверили — и правильно сделали. Офис президента просто решил перераспределить финансовые потоки от нелегального пересечения грузов, под себя. Помните, как в Одесском порту внезапно “зависли” контейнеры с турецкими товарами? Новый офис контрабанды пытался “по-братски” распределить проценты от получаемых взяток между всеми таможенниками и правоохранителями. А их кормится вокруг таможни не мало – таможня, налоговики, пограничники, управление стратегических расследований Нацполиции, Госбюро расследований. Заместитель председателя таможни только успевает направлять потоки кэша! Чёрная касса просто ломится от денег, для управления полученными от контрабанды деньгами Руслан Черкасский даже тайного “менеджера” Дениса Пудрика назначил для получения-распределения коррупционных средств.
Новые украинские тарифы на беспрепятственный провоз грузов, что называется, “вражают”. Кроме официальной растаможки, дань с каждого контейнера составляет 16 тысяч долларов для обуви и одежды, 8 тысяч долларов для хозяйственных товаров и тканей. Такие тарифы установил Руслан Черкасский для Одесской таможни, на остальных происходит тоже самое. Глава таможни Рябикин прекрасно осведомлён, чем занимается его заместитель. Но видимо считает, что одно другому не мешает: международные встречи с сотрудниками таможенных структур, конкурсы и прочая имитация реформирования таможни — с одной стороны. И дикая, почти средневековая коррупция – с другой.
На место главы таможенной службы претендовали Рябикин, Черкасский и Пудрик. Ожидаемо, в конкурсе победил Павел Рябикин – он учился вместе с Андреем Ермаком и является его креатурой. Крышевавшая таможню при Порошенко Служба безопасности Украины, больше работала на своих генералов, чем на молодой офис Зеленского. Рябикин был назначен с целью восстановления коррупционной “справедливости”. Cказать, что Руслан Черкасский обиделся – ничего не сказать. Бывшему “донецкому” коррупционеру донесли, что охоту на него открыл сам Зеленский, который потребовал убрать “позорное чудище” из таможни. Однако, “чудище” хоть и испугалось, но не сдалось. В отсутствие Рябикина, Руслан Черкасский проводит воспитательные беседы с сотрудниками, склоняя их к саботажу. В выражениях таможенник не стесняется – кроет “зелёных” последними словами, уверяя всех, что рулить Украиной клоунам осталось недолго. Черкасский намекает, что смотрящие от СБУ хоть и отстранены от “контрабаса”, но скоро на свои места вернутся. А “временный пассажир” Рябикин вылетит, как пробка вместе со своим покровителем Ермаком.
Черкасский выстраивает параллельные коррупционные схемы на таможнях, в обход интересов президентского окружения. Всем крупным импортёрам он советует решать вопросы только через него и предлагает свои расценки. Черкасский при помощи начальника управления администрирования таможенных платежей и таможенно-тарифного регулирования киевской таможни Вячеслава Ващука организовал весьма прибыльный для себя проект. Используя предусмотренное таможенным законодательством право в каждом конкретном случае определять размер пошлины, Черкасский помогал экспортерам оформлять минимальную, а Ващук готовил необходимые документы. Чистый доход таможенников составляет около 60% от разницы пошлин, в долларовом эквиваленте – примерно 40 миллионов.
Руслан Черкасский знает коррупционную составляющую при растаможке товаров не понаслышке, поскольку и сам является крупным участником контрабандных схем. Но главное, у Черкассого имеется серьёзная “крыша” в парламенте, поскольку на свой пост он посажен главой бюджетного комитета Юрием Аристовым – депутатом от партии “Слуга народа”. Говорят, что Черкасский и Аристов пересеклись на общих контрабандных интересах. Депутат является самым крупным импортёром рыбопродуктов, а основной бизнес таможенника – табачные изделия. В офис президента был серьёзный “занос” за назначение на пост замглавы таможни донецкого решалы с очень неоднозначными связями. Поэтому, уволить Черкасского пока никто не может, хотя Зеленский приказал найти для этого любые поводы. Да и увольнение замглавы таможни ничего кардинально не решит – Черкасский уже успел расставить на ключевые посты контроля за контрабандными потоками своих людей. Кстати, ведёт рыбную тему Аристова ближайшая подруга и вечный зам Черкасского, Евгения Романчикова – рисковая схемщица, которую хорошо помнят в Донецке. Логично, что свою “русалку” Черкасский хотел посадить в кресло начальника управления обеспечения таможенного контроля Азовской таможни. Однако, данная кандидатура была заблокирована СБУ, что служит серьёзным “звоночком” для токсичного Черкасского.
Говорят также, что Евгения Романчикова имеет отношение и к контрабанде сигарет, произведённых в ДНР. C 2016 Украина является крупнейшим в Европе поставщиком контрафактных табачных изделий. Правоохранительными органами выявляются около 2% незаконных партий сигарет – около 4 миллионов пачек. Представляете, какой доход у причастных к производству и реализации этой продукции?
Одним из подельников Черкасского является Виталий Киро. Двадцать лет назад Черкасский руководил подакцизным отделом Донецкой таможни, а Киро был рядовым сотрудником ведомства. Именно тогда Черкасский утаил нелегально попавшее на Украину оборудование для производства сигарет, которое оформил как “уничтоженное”. В 2004 году была зарегистрирована фирма ООО “Донбасс”, которая при возможностях Черкасского доставать контрабандное сырьё, очень быстро выросла до размеров табачной “империи”. А если добавить сюда совместный бизнес Черкасского и Киро в Арабских эмиратах — Space Star Tobacco, недавно прекращённый СБУ бизнес по производству контрафактных сигарет в Жёлтых Водах, то становится понятно, почему из Украины уходят крупные табачные инвесторы. Нельзя играть по правилам с преступниками, которыми по своей сути и являются “зелёные”. Президент грозится расправой над Черкасским, желая защитить свою репутацию. Он, и его подельники, получают от таможенников миллионы коррупционных денег. А кто может лучше воровать, чем старые, проверенные схемщики? Именно поэтому и поставлен на потоки член коррупционного клана времён Януковича, который долгие годы обслуживал интересы “семьи”. Опыт и связи – ценный актив, который “зелёные” коррупционеры не наработали.