Поздравляя граждан с праздником так называемой «соборности», СБУ продемонстрировала незнание законов собственной страны и правовой нигилизм. Подробнее — в материале ПИКiNFORM.
Одним из малозначимых эпизодов Гражданской войны в России стало объединение 22 января 1919 года двух сепаратистских группировок — так называемой «украинской народной республики» с «западно-украинской народной республикой». Первая квазиреспублика была образована на территории Малороссии, другая же возникла на территории распавшейся Австро-Венгрии.
Обе «республики» на момент объединения не контролировали значительную часть заявленных территорий и погрязли в разборках между полевыми командирами, поэтому событие не привело ни к каким значимым последствиям и было вскоре забыто всеми, за исключением разве что историков и горстки националистов из украинской диаспоры. Однако после распада СССР новосозданному государству понадобились хоть какие-то торжественные даты из истории, поэтому 22-е января было названо «Днём соборности». Среди граждан праздник распространение не получил, оставшись официозным, но государственные службы и деятели в обязательном порядке выпускают поздравления. Но так, как это сделала Служба безопасности Украины (СБУ), лучше не поздравлять никого и никогда — если только целью изначально не была дискредитация ведомства.
«Украина — единая! От Чернигова до Севастополя, от Луганска до Ужгорода. А всех, кто с этим не согласен, ждёт статья 110-я Уголовного кодекса Украины», — написала СБУ на своей официальной страничке в Facebook, добавив к тексту «поздравления» подмигивающий смайлик.
Вынесем за скобки, что в состав Украины включён российский Крым и столица Луганской Народной Республики — просуществовавшей на данный момент в разы дольше, чем «УНР», «ЗУНР» и их фейковое объединение. Интересно другое: что это за статья УК, которая ждёт всех несогласных с «единством», существующим после госпереворота 2014 года лишь на бумаге?
Статья 110-я УК Украины предусматривает ответственность за действия, совершённые с целью изменения украинских границ, или публичные призывы к осуществлению таких действий, включая распространение контента с соответствующими призывами.
Но нет никакой ответственности за то, что кто-либо не согласен или выражает согласие. Основной закон Украины в статье 34 гарантирует свободу убеждений и право на их выражение. Любой юрист, включая студентов-первокурсников юрфака, знает: если гражданин выразит мнение, что Харьковскую область он считает российской, а Галичину польской, никакой ответственности за это «думаю, что…» не предусмотрено. Гражданину предстоит ответить только за прямой и недвусмысленный призыв к отделению территорий, насильственным способом и в обход Конституции.
СБУ в своём «поздравлении» с праздником, фальшивым как всё нынешнее украинское «единство», расписалась в незнании УК и Конституции своего государства. На нелепость текста первым обратил внимание одесский журналист Юрий Ткачёв, саркастично предложив переименовать СБУ в «министерство любви».
Неудивительно, что тысячи украинцев после государственного переворота 2014 года оказались политзаключёнными даже не в борьбе за создание Республик Донбасса или участие в «уходе» Крыма, а по надуманным обвинениям. Некоторые не дождались и следствия с судом, оказавшись в т.н. «тайных тюрьмах» СБУ, чьё существование доказано международными правозащитными организациями. Демонстрируя безграмотность, СБУ невольно продемонстрировала и свою безнаказанность, которая дорого обошлась здоровью и жизням множества украинцев, записанных в «сепаратисты». И нужно ли удивляться тому, что после такого публичного вытирания ног об украинский закон, некоторые (или многие) граждане задумаются о «побеге» своей малой Родины из состава такого государства?
Максим Тихонов