Задержание Романа Протасевича в Минске подано белорусской оппозицией и Западом как «репрессии против свободолюбивого журналиста». Как украинский блогер развенчал этот пропагандистский тезис, объясняет ПИКiNFORM.
С первых часов после экстренной посадки самолёта компании Ryanair в белорусской столице и задержания Романа Протасевича разразился громкий скандал. К приземлению (сообщением об угрозе на борту) вынудили лайнер международного рейса, сам Протасевич до этого укрывался в Польше, а его активная агитация против власти Александра Лукашенко сразу сделала историю политической.
Однако в кампании, которую ведут западные государства и организации против Александра Лукашенко, обкладывая того новыми санкциями в связи с задержанием Протасевича, обнаружилось слабое звено — и оно может обрушить всю конструкцию под названием «белорусский режим в полной изоляции». В биографии основателя Telegram-канала NEXTA обнаружилось огромное чёрное пятно — размером с вооружённое формирование «Азов». В составе этого «добровольческого полка» с репутацией неонацистов и воевал Протасевич.
Этот факт «раскопал» украинский блогер и политик Анатолий Шарий, чьи медийные ресурсы могут поспорить c NEXTA по охвату русскоязычной аудитории. Киевлянин, укрывающийся от политических преследований в Евросоюзе, нашёл интервью Протасевича онлайн-изданию «Наша нива» от 15 сентября 2015 года. И содержит публикация всё то, что накануне яростно пытались отрицать сторонники задержанного в Минске «журналиста». Можно лишь представить злость сторонников и лидеров белорусской оппозиции на издание, не удалившего «интервью-компромат».
Боевик по кличке «Ким» из отряда белорусских наёмников «Погоня» (входил в НВФ «Азов») открыто и в подробностях рассказал об участии в боевых действиях и своём первом бое, ненависти к России, презрении к поддерживающим «совок» местным жителям. Интервью напрочь уничтожает все утверждения, что Протасевич «если и был на Донбассе, то лишь как журналист-фрилансер», а его фотографии в «Азове» якобы являются монтажом от российской стороны. С последним заявлением крупно опозорился проект Bellingcat.
Для сегодняшней западной «повестки» совершенно логично защищать администратора крупного медийного оппозиционного ресурса, даже если надо закрыть глаза на такие очевидные преступления, как публикация места проживания семей белорусских силовиков. Но совсем другое — боевик вооружённого формирования с неонацистской репутацией, о чём заявили американские конгрессмены в 2019-м году. Они же и потребовали внести «Азов» в реестр террористических организаций.
«Всплывшее пятно» из биографии Протасевича вряд ли помешает коллективному Западу и дальше действовать против Лукашенко и поддерживать оппозицию. Но вне сомнения, это значительно осложнит работу тех, кто использует скандал с посадкой Ryanair для свержения действующей белорусской власти.
Максим Тихонов