Турецкие беспилотники для Донбасса

Турецкие «чудо»-беспилотники Bayraktar – пиар Порошенко и головная боль ВСУ

«Чудо» с размахом крыльев 12 метров может летать со скоростью всего 130 км/ч, что не является проблемой для ПВО республик. Но… Значения цифр в сумме контракта и информационный эффект для Петра Алексеевича – куда более интересны и требуют детального изучения, которое и представлено в материале

На днях советник президента Украины Юрий Бирюков сообщил, что Киев закупит турецкие беспилотники Bayraktar TB2 в полном комплекте с вооружением.

Турецкое «чудо» с размахом крыльев в 12 метров

Сведения о том, что Петр Порошенко проводит с турецкими представителями ВПК переговоры о закупке этих беспилотников, будоражили воображение «сознательных» украинцев уже почти четыре года. «Bayraktar TB2» отличается от других ударных беспилотников не только возможностью длительно находиться в воздухе, но и своими гигантскими размерами. Размах крыльев в 12 метров действует на воображение национально-озабоченных ошеломляюще. Видимо, они рисуют себе картины по «возвращению» Крыма и «деокуппации» Донбасса именно с помощью турецких ударных БПЛА.

Кстати, цена шести планеров, нескольких сотен ракет и станций управления, точно никому не известна. Поговаривают о 70 миллионах долларов за единицу, что вместе с затратами на обучение персонала, составит порядка половины миллиарда долларов государственных денег на закупку всей партии. В перспективе турки даже обещают наладить совместное с Украиной производство узлов для БПЛА. Сторонники нынешнего президента Украины сейчас пытаются использовать информацию о закупке турецких беспилотников для предвыборного пиара Порошенко, однако специалисты говорят о том, что вся эта сделка выглядит подозрительно.

Возможно, таким образом, Порошенко хочет «отблагодарить» турков за участие в налаживании мостов с Константинополем, а может – это обычная коррупционная схема.

К примеру, в ходе досудебного расследования уголовного дела по факту легализации доходов в особо крупных размерах, киевская прокуратура выявила конвертационно-транзитную группу, провернувшую аферу с продажей Минобороны тактических военных радиоприёмников концерна ASELSAN. Мало того, что эти радиостанции не умещались в украинских танках и стоили значительно дороже израильских аналогов, представитель турецкого концерна ASELSAN ООО «Эверест Лимитед» умудрилось продать Украине комплексы на 30% дороже заявленной стоимости. Ближайшее окружение Порошенко очень неплохо нажилось на этой сделке и информации о том, что кто-то понёс наказание за причинение ущерба госбюджету, пока не имеется.

В случае с беспилотниками, Украина закупает у Турции нечто настолько дорогое и бесполезное, что военные эксперты просто теряют дар речи. Гигантский «Bayraktar TB2» не инновационное «чудо» оборонпрома, а обычный одномоторный моноплан двухбалочной схемы с толкающим винтом. Практически все украинские разработки беспилотников имеют аналогичный принцип работы, но стоят в разы дешевле. Хвалёный боезапас в 50 кг, который может нести на себе «Bayraktar TB2», беспилотник даже не успеет применить в реальном бою. Его крейсерская скорость не более 130 км/ч, следовательно, сбить такой моноплан особого труда не составит, а для особо опытных мастеров – можно даже из крупнокалиберного стрелкового оружия.

Собственно говоря, этот аппарат и разрабатывался для борьбы с отрядами террористов на Ближнем Востоке, которые не имеют современных средств ПВО и РЭБ. Уничтожить лагерь какой-нибудь «внесистемной оппозиции» в пустыне – это одно, а атаковать хорошо укреплённые позиции армий республик Донбасса – совсем иное. Если ЛДНР смогли защититься от украинской авиации, то уничтожить одномоторный БПЛА труда не составит. Такие аппараты предназначены исключительно для борьбы с легковооружённым противником, который скрывается на местности со сложным рельефом, где необходимо барражировать на большой высоте для поиска целей.

Как Украина планирует использовать БПЛА в 2019 году

Минобороны к концу 2018 года начал начало активную работу по обучению расчётов для БПАК (беспилотный авиационный комплекс) «UA-Бета». 16 декабря на базе 190-го учебного центра Житомирского военного института им. С.И. Королёва начали свою работу обучающие курсы. Заместитель командира оперативного командования (ОК) «Север» полковник П. Ромигайло приказал командиру 58-й отдельной мотопехотной бригады ВСУ доукомплектовать два расчёта БПАК и обеспечить их прибытие на обучение в 190-й Учебный центр.

Данное подразделение ВСУ находится в районе города Константиновка Донецкой области. По планам командования ОК «Север», в состав роты разведки бригады планируется включить два взвода БПЛА. Для этих целей первый взвод обеспечен БПЛА «Фурия» в количестве трёх штук, а второй – двумя БПЛА «Лелека-100». Беспилотники планируется использовать для ведения воздушной разведки и корректировки систем артиллерийского огня.

В целом, Украине нужны только разведывательные, а не ударные беспилотники. БПЛА украинских фирм «Skyeton», «Укрспецсистемс», «ГП Антонов» стоят не очень дорого и поэтому потеря очередного БПЛА в Донбассе легко поправима. Кстати, «ГП Антонов» имеет прекрасно отработанный технологический процесс по производству одномоторных монопланов, на базе которых и создан турецкий БПЛА. Производство готово наладить выпуск аналогов «Bayraktar TB2» за гораздо меньшие деньги. Но Порошенко зачем-то пролоббировал контракт на огромную часть военного бюджета, хотя для уничтожения «байрактаров» силами ПВО достаточно десяти минут.

«Имидж» ценой в 70 миллионов долларов за штуку

Украинско-турецкое военное сотрудничество вызывает очень много вопросов. Бесполезные беспилотники, по мнению самых отъявленных сетевых сторонников Порошенко вроде Юрия Бутусова, как-бы не нужны украинской армии, но имеют стратегическое значение для Украины. Да, применить БПЛА в Крыму или на Донбассе, не получится. Однако, у покупки якобы имеется «огромное политическое значение».

Бутусов уверен, что сделка очень выгодна для имиджа Украины, которой никто не хочет продавать современного вооружения. И кстати, военный журналист намекает на то, что Украина может с помощью турецкого беспилотника «освоить новые технологии». Попросту – разобрать и украсть разработки фирмы ASELSAN. Вероятно, именно с подобными надеждами связана инициатива «ГП Антонов» сделать аналог турецкого БПЛА в самые короткие сроки. Однако, хотя планер и двигатель на уровне легкомоторной авиации в «КБ Антонов» освоены давно, навигация и радиоэлектроника так просто не копируются. В любом случае, это будет совершенно другой, более дешёвый беспилотник.

Но Порошенко совершенно не интересуют возможности украинской оборонки. Для оружейного бизнеса ему достаточно старого, ещё советского оружия. Украинскими «инновационными разработками» в Киеве называют технику, собранную из разработанных ещё в СССР узлов и деталей. Покупка турецких беспилотников – это пиар, демонстрирующий электорату поддержку Украины страной-членом блока НАТО, которой является Турция.

Правда, странная какая-то получается поддержка… Официально, цену контракта ни одна из сторон называть не хочет. К примеру, с турецкими рациями в карманах только украинских схемщиков осело не менее 15 миллионов долларов. Тогда сделку лоббировали Степан Полторак, Арсен Аваков и Сергей Пашинский. Что и кому принесёт более «жирный» контракт с беспилотниками, можно только догадываться. Данные по сделке ООО «Эверест» были слиты через турецкие биржевые сводки. Хотя, в случайность подобного «слива» верится с трудом. Ждём, какая инсайдерская информация появится по сделке с «байрактарами». Очень хочется, чтобы очередною «гордость» Порошенко, испортила прорвавшаяся на поверхность правда о сделке.

Комментарии для сайта Cackle