Лидер Молдавии Игорь Додон выступил с заявлением о готовности предоставления Приднестровской молдавской республике «широкой автономии». Такие действия необходимы для завершения конфликта, который длится около 30-ти лет. Он считает, что, у Приднестровья не будет будущего без Молдавии.
Додон уверен, что разрешить конфликт политическим путем удастся лишь при условии двустороннего переговорного процесса. По его мнению, ни одна из внешних сторон не сможет помочь, если участники конфликта не придут к каким-либо договоренностям. Он отметил, что свыше 300 тысяч жителей республики получили гражданство Молдавии. Таким образом, согласно международному праву, Молдавия и ПМР – это одно государство, однако фактически территории разделены.
Глава государства заявил, что около 70% приднестровского производства связано с Молдавией, около 40% продукции ПМР идет на экспорт через Кишинев, кроме этого, Тирасполь использует молдавские льготы. В течение последних лет в государстве признали действие дипломов о высшем образовании, выданных в Приднестровье, а также ввели нейтральные номера для автомобилей.
Бывший глава верховного совета ПМР и депутат Александр Щерба рассказал о скептическом отношении Тирасполя к заявлением Додона. Он отметил, что в течение последних 30-ти лет Кишинев делал много предложений жителям республики. Часть из них содержали в себе намеки и предложения, а часть – угрозы. При этом, кроме заявлений Молдавия практически не предпринимала никаких шагов, а, если и предпринимала, то это приводило к трагическим последствиям, как, к примеру, в 1992 году.
Депутат отметил, что сегодня жителей республики не пугают, однако, если за словами Додона последуют действия, то они должны быть конкретными, доступными и легитимными. Он считает, что для каких-либо действий сначала нужно отменить закон об особом статусе Приднестровья и еще несколько документов, ограничивающих права республики. Чтобы диалог проходил на равных, необходимо полное доверие.
Напомним, что Додон давал обещания о предоставлении автономии Приднестровью с момента прихода к власти. Изначально он не смог добиться успеха, поскольку власть в стране контролировала прозападная коалиция в парламенте. В 2018 году Андрей Канду, который на тот момент был спикером, заявил, что РФ не соблюдает нормы международного права и должна заплатить за «оккупацию» ПМР. Под «оккупацией» он понимал присутствие на территории республики миротворцев из России.
Когда в государстве возник политический кризис, прозападная коалиция распалась. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак убедил пропрезидентскую политсилу заключить коалиционное соглашение с блокомACUM, который является прозападным.
Аналитик Сергей Назария считает, что ПМР не хочет идти на встречу Молдавии. У Приднестровья есть реальная независимость, хоть и непризнанная. В связи с этим, жители вряд ли согласятся на автономию. Несмотря на смену власти в Молдавии, в государстве идет непрерывный процесс румынизации, чего не могут принять жители левого берега Днестра. При этом, молдавская власть выбрала приоритетом евроинтеграцию, а не отношения с РФ.
Таким образом, эксперт считает, что ПМР сядет за стол переговоров при условии закрепления официального статуса за русским языком и легализации присутствия российских войск в республике.
В то же время, в МИД Приднестровья прокомментировали заявление Додона, которое не соответствует реальной ситуации в переговорах. Так, слова молдавского президента искажают реальное положение дел, которое характеризуется отказом Молдавии от выполнения ранее взятых обязательств. В ПМР считают, что причина таких заявлений кроется в утрате Молдавией международного авторитета и уверенности в своих позициях.