Украинские власти решили порвать отношения с Белоруссией грубейшим образом, не стесняясь в выражениях. Почему официальные объяснения этому со стороны Киева имеют «второе дно», объясняет ПИКiNFORM.
Вице-премьер-министр Украины Алексей Резников, отвечающий в правительстве за неподконтрольные территории, заявил об отказе от Минска как переговорной площадки по Донбассу. По его словам, это связано с якобы «вражеской» риторикой Белоруссии в отношении Украины, а также влиянием России на официальный Минск.
«Нет доверия к этой стране», — подчеркнул украинский вице-премьер.
Объяснение более чем удивительное — если помнить, что в конце лета 2014-го года Украина согласилась на Минск как на площадку для переговоров без всяких отсылок на позицию Белоруссию по тому или иному вопросу. И тогда, и сейчас, Республика Беларусь официально входила в Союзное государство (с Россией), была членом ОДКБ и ШОС, а на подконтрольном государству телевидении о государственном перевороте в Киеве говорили исключительно с неприязнью. Что же поменялось? Причин несколько — и они сложились в некий комплекс, подтолкнувший Украину к решительному шагу.
Во-первых, нужно вспомнить о скандале вокруг задержания 33 россиян под Минском в конце июля прошлого года. Белорусские власти сочли этих граждан РФ боевой группой, прибывшей в страну для содействия государственному перевороту до или после выборов президента. Впоследствии распространилась версия, что Украина (сразу же потребовавшая выдачи этих россиян) выманила ложью бывших ополченцев Донбасса под предлогом найма в одну из ближневосточных стран, чтобы провести террористический захват этой группы. Для этого планировалось под надуманным предлогом посадить на украинской территории самолёт, направлявшийся из Белоруссии в Турции. Экстрадиция Белоруссией задержанных россиян вызвала в Киеве настоящую ярость. С этого момента и начали разрушаться украинско-белорусские отношения.
Второй причиной может являться ставка на эскалацию донбасского конфликта: напряжённость в этом регионе растёт с каждым днём, как и число провокаций ВС Украины. Это оборачивается для Донецкой и Луганской Народных Республик новыми разрушениями, потерями среди защитников и гражданских лиц: особенное потрясение на Донбассе вызвала гибель ребёнка в ходе последнего из обстрелов ВСУ. Украине нужно под любым, даже надуманным предлогом, покинуть «минскую площадку», чтобы избегать логичных вопросов о нарушении заключённых здесь соглашений.
Но не следует забывать и о «внешнем факторе» — политике Соединённых Штатов, удерживающих режим на Украине под полным своим контролем. Новая администрация президента Джо Байдена продолжает давление на Александра Лукашенко и его окружение, одновременно поддерживая белорусскую оппозицию. США против неугодных режимов действуют привычным способом — добиваясь их максимальной изоляции. Статус Минска как переговорной площадки по Донбассу мешал этому, и предположительное указание Вашингтона украинским «партнёрам» порвать с Белоруссией выглядит вполне логичным.
Но о чём на Украине, видимо, забыли (или придали мало значения) — так это о прочных торговых связях с Белоруссией. Из РБ на Украину активно поступает агропромышленная продукция, причём в растущих объёмах. Так, с начала 2020-го года по август показатели белорусского импорта на Украине в этом сегменте возрос почти на 139%, а украинский экспорт сократился на 20%. Готова ли Украина в разгар пандемии COVID-19, с ослабленной экономикой, разорвать и торговые отношения? Или же «так далеко» в Киеве ситуацию не рассматривают?
Максим Тихонов