Российская Федерация 22 июля подала в отношении Украины межгосударственную жалобу, которую должен рассмотреть Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Для самой России подача жалобы межгосударственного порядка является первой за историю. Какие обвинения содержатся в иске?
Российская сторона обвиняет государство Украина в жестоком обращении и убийствах граждан на площади независимости в Киеве (очевидно, речь идёт о государственном перевороте семилетней давности), в Одессе и на Донбассе. Также на Украину возлагают ответственность за гибель малазийского «Боинга» в небе Донбасса летом 2014-го.
Припомнили также Киеву подавление свободы прессы, дискриминацию русского языка и русскоязычных граждан, блокирование водоснабжения Крыма и нападения на дипломатические и другие российские представительства.
Эти обвинения и ранее звучали в адрес Украины, но разрозненно и не в судебном порядке. Сегодня же все претензии к действиям послемайданного режима собраны в один блок. МИД России в своём комментарии по жалобе подчеркнул, что «данный шаг назрел уже давно».
«Сложившаяся обстановка на Украине не оставила России иного выбора, кроме задействования международных судебных инстанций», — отметили в российском внешнеполитическом ведомстве.
Очевидно, что «уставшая» от украинской проблематики Москва решила заняться наведением порядка, по меткому выражению Минобороны Великобритании, на «заднем дворе России». Двор изрядно засорился и там выражено очевидное намерение стать плацдармом любой иностранной силы, готовой противостоять или как минимум послужить «раздражителем» РФ.
Многими политологами уже выражен скептицизм, что ЕСПЧ попросту не посмеет признать вину Украины в инкриминируемых ей преступлениях. Но даже неубедительное отклонение жалобы или необоснованный оправдательный вердикт сыграют против нынешнего украинского режима.
Нельзя не вспомнить о статье президента России Владимира Путина, посвящённой ситуации на Украине и отношениям с ней. Тезисы российского лидера о том, что западными державами впритык к государственным рубежам создан проект «анти-Россия», логично предполагает удаление подобного проекта с политической карты региона. И этим нельзя заняться, не «перебрав» предварительно все юридически разрешённые и очевидные способы. Лишь после неубедительного отказа (потому что вряд ли можно объяснить войну на Донбассе или закрытие украинских оппозиционных телеканалов как законное действо) можно будет поднимать вопрос о «принуждении к миру» и проведении того же военного трибунала, которого с нетерпением ждут в ДНР и ЛНР. Какими бы ни были результаты разбирательств в ЕСПЧ — они могут послужить козырем.