О компромиссах и сохранении национальных интересов России и Японии рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков
Сторонники теории «сдачи национальных интересов» уже бьют тревогу, прогнозируя отторжение российским государством Курильских островов в угоду подписания мирного договора с Японией. Причиной к тому послужило большое интервью Дмитрия Пескова – пресс-секретаря президента России Владимира Путина в эфире программы «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия»
Песков заявил о необходимости компромисса между странами и акцентировал на том, что российское государство будет разговаривать с японцами и обсуждать вопрос мирного договора с позиции наличия у Японии союзнических обязательств перед американцами.
Что касается компромиссов, приведем полную цитату Пескова:
«Безусловно, потребуется компромисс, но это компромисс, который не будет вступать в конфликт с национальными интересами ни одной из сторон», заявил пресс-секретарь Путина.
А теперь разберем, что есть национальные интересы в контексте проблемы мирного договора с Японией, для России.
Первым и главным национальным интересом является сохранение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, то есть – неизменность границ и принадлежности территорий. Далее – выстраивание партнерских, дружественных отношений с Японией на принципах добрососедства и взаимной выгоды.
Что же до самой Японии, в её национальные интересы, если мы говорим с позиции понимания их русскими, входит аналогично – установление добрососедских партнерских отношений с Россией на принципах «win-win», а также возврат территорий курильских островов. Но если первый вариант возможен, то второй (с возвратом Курил) в Москве уже не рассматривается. А если и рассматривается, то только как аргумент на переговорах, но не как реальная перспектива.
Кратко из истории вопроса. Еще ранее, в 1993 году премьер-министр Японии того периода Морихиро Хосокава и глава России Борис Ельцин в совместной принятой декларации заявили, что мирный договор между двумя странами может быть заключен только после того, как будет улажен вопрос юрисдикции всех четырех островов.
Если вспомнить 2004 год, когда российский президент (на тот момент уже Владимир Путин) предложил японскому премьер-министру выполнить положения советско-японской декларации 1956 года путем передачи двух северных (всего предметом территориального спора являются четыре острова) островов, тогда Япония во главе с председателем правительства Дзюнъитиро Коидзуми отвергла это предложение, заявив, что Японии нужны все четыре острова.
Таким образом, из истории данного территориального спора следует, что максимум на что может рассчитывать Япония (с позиции самой Японии) – два северных острова Шикотан и Хабомаи, но и в данном случае вопрос их территориальной принадлежности будет рассматриваться согласно Совместной декларации СССР и Японии от 1956 года только после подписания мирного договора.
Пойдет ли российское руководство на такую сделку – не думаем. Японцам давалось как минимум два реальных шанса довольствоваться двумя островами, и эти шансы давались во времена ослабленной и разорванной России. Сейчас же наше руководство стоит на позиции сильного игрока и переговорщика, а поэтому максимум на что могут рассчитывать японцы сейчас (с позиции России) – это ведение совместной экономической деятельности и создание СП (совместных предприятий) на спорных территориях.
Если и на этот раз Японию не удовлетворят российские предложения – убеждены, что обсуждение принадлежности Курил вообще уйдет из повестки отношений двух стран по инициативе российского руководства. По сему убеждены, что в Кремле уже поставили точку в вопросе Южных Курил, выработав позицию – «или совместная экономика, или вопрос закрыт вовсе»
заставочная иллюстрация: www.golos-ameriki.ru