Украина сегодня сталкивается с разжиганием межнациональной ненависти, связанной с государственным поощрением национализма и самых одиозных его деятелей. О ярком примере последствий такой политики украинской власти — в материале ПИКiNFORM.
Практически с момента обретения Украиной независимости, государственная власть при любых президентах (даже обвиняемых в «пророссийскости») в той или иной мере пособничала обелению украинского национализма. Сначала без особой помпы, затем с громкими анонсами, начали проводиться мероприятия по реабилитации коллаборационистов периода Второй мировой.
Наиболее активно в этом проявил себя западноукраинский Львов, где после 1991 года прошли первые «бандеровские» фестивали, «акции памяти» (палачей местных евреев и поляков), шествия и даже уличные граффити в честь формирований коллаборационистов. В этом же городе началась и активная коммерциализация национализма.
Так, с 2007-го года львовян и гостей города обслуживает ресторан «Криївка», где всё обставлено в виде типичного схрона бандфмирований «УПА» (организация запрещена в России). Только правильно ответив на печально известный лозунг украинских националистов, можно было попасть внутрь и «приобщиться» к этому неоднозначному элементу местной культуры.
Сегодняшняя государственная пропаганда настаивает: в прославлении «УПА» и её главарей нет никакого антисемитизма, который (в отношении националистов к евреям) всячески отрицается, называясь придумками пропаганды российской. Тем, кто соглашается с этими тезисами, следует ознакомиться с предложениями сразу от четырёх львовских ателье. Тренд сезона — предложение для юных и взрослых галичан и галичанкок по тематическим костюмам… «ж*да» и «ж*довки».
Именно с этим словом, которое для всех восточнославянских языков является оскорбительным, размещены объявления в ряде львовских ателье. Например, сервис проката детских праздничных костюмов «Соломенный бычок» предлагает для маленьких львовян костюм «ж*да», со стереотипными «пейсами, шапкой и жупаном». Ателье «Ассоль» подготовило предложение для взрослых — с пиджаком, шляпой-котелком (и приклеенными к ней пейсами), а также усиливающими образ (sic!) «очками, шаликом и тростью». Прекрасный пол не забыт: всё то же слово, всё та же стереотипная атрибутика и одежда.
К слову, на возмутительные объявления первыми обратили внимание не украинские СМИ, а израильтянин Шимон Бриман, уроженец Харькова и историк в Университете Хайфы.
Скандал с одним ателье ещё можно бы объяснить дремучими взглядами владельца, странной попыткой «хайпа» и прочим подобным. Два – можно отнести к совпадению, но четыре — это уже некое социальное явление. Можно сколько угодно бравировать национальной принадлежностью президента Владимира Зеленского (чем он и сам регулярно занят), отрицая антисемитизм. Можно замалчивать вандализм на местах массового захоронения жертв Холокоста или валить его на вездесущих «агентов Москвы», однако неизменным останется факт «отката» украинского общества — пускай и не всего, на многие десятилетия назад. Юг и Восток ещё относительно держатся. Западная Украина откровенно «посыпалась».
Лишь недавно в Израиле «заметили» всеобщую реабилитацию убийц еврейского народа на Украине, устроив выволочку Киеву после очередного «факельного шествия». Но, во-первых, израильское осуждение прозвучало поздновато (первое факельное шествие в нынешнем формате украинская столица пережила 1 января 2014 года). Во-вторых — судя по коммерциализации антисемитизма (и национализма в общем) на Украине, насаживаемая государством идеология ненависти и межнациональной нетерпимости уже начала давать свои всходы. И дипломатическими нотами здесь не справиться.