Захоронение ядерных отходов – весьма выгодный бизнес. Отработавшее ядерное топливо – это радиоактивный мусор, крайне опасный для человека и окружающей среды. Не все страны, использующие атомную энергетику, способны самостоятельно избавляться от ОЯТ – для этого нужны специальные технологии и право обогащать уран. С начала 90-х годов между двумя дочерними предприятиями Росатома и НАЭК Энергоатом был заключён контракт на вывоз отработанного ядерного топлива, который пережил всех украинских президентов, кроме Зеленского. 3 февраля 2021 года Министерство иностранных дел Украины направило в Россию ноту о приостановке схемы вывоза отработавших тепловыделяющих сборок АЭС Украины в 2021 году.
Ещё в 2003 году украинские власти попытались самостоятельно начать хранить отработанное топливо, для чего объявили международный тендер по отбору компании для создания в стране ЦХОЯТ сухого типа для топлива с трёх АЭС. В конце 2005 года был определён подрядчик – американская компания Holtec International. Деньги на разработку и лицензирование проекта были выделены сразу. Однако, сам процесс строительства сильно застопорился. Только в 2012 году Верховная рада приняла закон о сооружении ЦХОЯТ. Через два года был решён вопрос о выделении земельного участка под хранилище. Долгострой до сих пор не введён в эксплуатацию, хотя должен был быть запущен в работу ко дню независимости Украины. Свободного места для хранения ОЯТ на Запорожской АЭС уже не осталось, на пристанционных хранилищах остальных АЭС свободное место заканчивается.
Так что же строили почти двадцать лет на Украине американцы? Поставленное Holtec International оборудование оказалось неподходящим для заявленных целей. Якобы готовый ещё в 2020 году объект не имеет системы радиационного контроля, физической защиты ядерной установки, систем связи, и до сих пор не подключен по постоянной схеме к электроэнергии. Хотя 20 августа этого года прошла якобы “презентация” ЦХОЯТ, на ней не присутствовали ни президент Украины, ни глава Госатомрегулирования, ни представители посольства США и компании Holtec Interational.
В январе 2021 года в собственность НАЭК «Энергоатом» была передана железнодорожная ветка Вильча – Янов, на которую вбухали более 300 миллионов гривен. Перевозки отработанного ядерного топлива — класс СС3: значительные последствия. Но украинским коррупционерам плевать на все эти “классы” – ржавые, бывшие ранее в употреблении рельсы, полуразрушенные шпалы и еле присыпанные щебнем ямы. И всё это – без утверждённого заранее проекта!
Именно по причине несоответствия уровню качества ХОЯТ и подъездных путей, 23 июня 2021 года кабмин упростил форму Акта готовности объекта к эксплуатации в зависимости от класса последствий, на основании которого выдается сертификат государственной архитектурно-строительной инспекции. Акт уменьшился в четыре раза, и из него исчезли сведения о выполненных генеральным подрядчиком и субподрядчиками работах. Что это, как не способ сокрыть коррупционные преступления?
Расследование хищения средств на строительстве ХОЯТ, Зеленский поручил СБУ. Воровали не только его “слуги”, но волею судьбы именно– огласка не нужна. И вполне вероятно, что к многолетнему хищению средств причастны и американцы. Но главное – именно при каденции нынешнего президента вопрос захоронения ядерных отходов стал максимально остро. Да, воровали “зелёная команда” оказалась последним звеном в преступной цепи. Поэтому все “попередники”, да только отвечать всё равно придётся Зеленскому. И единственный способ хоть как-то избежать наказания – наконец завершить строительство хранилища.
Денег на завершение ЦХОЯТ в бюджете нет. Зато у “Энергоатома” имеется интересное предложение от финской фирмы Fermi Energia, готовой дофинансировать украинскую “стройку века” на условиях хранения в ХОЯТ своих ядерных отходов. Условия, конечно – не равнозначные: хранилище почти достроено, осталось провести государственные экспертизы и инспекцию всех узлов. Но успеть до дня энергетика – к 21 декабря, при уровне украинской бюрократии будет сложно. А вот если финские парнёры немного процесс простимулируют приятным хрустом валюты, Зеленский может и уложиться в обещанные сроки. Начал Кравчук, закончил Зеленский — выглядит очень символично. Может, с запуском долгостроя и украинская “независимость от здравого смысла” закончится?