Украина сегодня теряет железнодорожников, уходящих из профессии из-за урезания зарплат и «умелого» менеджмента последних лет. О ситуации в украинской железнодорожной отрасли — в материале ПИКiNFORM.
Помимо общеукраинского кризиса, связанного с пандемией COVID-19 и карантинными ограничениями, кризис локальный переживает оператор железнодорожных перевозок «Укрзализныця». Компания теряет опытных работников, которые в свою очередь недовольны урезанием заработной платы и лишением обещанных премий.
Как рассказал член профсоюза «УЗ» Александр Скиба, молодые ремонтники-железнодорожники получают примерно 4,5 тысяч гривен (примерно 12 тысяч рублей) ежемесячно, примерно такой же оклад у вагонников. За такие деньги украинцы работать отказываются, и массово увольняются из «Укрзализныци», вследствие чего уже возникают проблемы с обработкой грузов.
С пандемией проблемы украинской железнодорожной компании связаны слабо, вернее — начались задолго до пандемии. Ещё в прошлом году в «УЗ» наблюдалась рекордная «текучка» кадров с показателем 9,2% (в 2015-м — 4,2%).
«Если посмотреть на заработную плату железнодорожников, то становится понятно, почему ежегодно из отрасли уходят тысячи людей, чтобы найти работу за рубежом», — объясняет Вадим Бубняк, возглавляющий украинский Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей.
При этом в коллективном договоре госкомпании предусмотрено повышение зарплаты на четверть от нынешнего оклада, однако «Укрзализныця» не исполнила свои обязательства, увеличив оклад лишь на 10%.
Как пишет украинское издание «Страна.ua» со ссылкой на собственный источник в госпредприятии, причиной происходящего с «УЗ» является менеджмент последних лет. Всё это отображается и на общих показателях железнодорожных перевозок, иллюстрируя послемайданное «покращення» (укр. Улучшение): если в 2013-м году транспортировка миллиарда тонн груза на один километр нетто приносила 21,6 миллионов гривен, то сейчас֫ — лишь 11,5 миллиона. При этом половина главных путей и 60% локомотивов эксплуатируются с нарушением техники безопасности, а износ локомотивного парка перешёл планку в 90%.
«Умелое» управление компанией видно в цифрах зарплатной статистики. По сравнению с последним годом президентства демонизируемого в сегодняшней Украине Виктора Януковича, управленческий штат «Укрзализныци» вырос с 2,5 тысяч человек до 3,4 тысяч, в десятки раз возросла зарплата топ-менеджмента. Резонно предположить, что к неудовлетворённости рабочих «УЗ» своей зарплата примешивается и их резкое недовольство «самообогащением» собственного руководства.
Как констатирует профсоюзный глава Скиба, его коллеги уходят в другие отрасли или уезжают из страны в Европу, на заработки. Однако на место уволившихся новые кадры не приходят, что объяснимо зарплатами, не перекрывающими минимальные базовые потребности взрослого человека, даже без семьи и детей.