Аферы и отсутствие российских заказов: как деградирует авиаотрасль Украины

Аферы и отсутствие российских заказов: как деградирует авиаотрасль Украины

В начале октября офис генерального прокурора открыл уголовное производство в отношении руководства авиатранспортного подразделения ГП «Антонов» по статье «присвоение и растрата имущества в особо крупных размерах». Суть дела в том, что компания выбирает посреднические хендлинговые фирмы для обслуживания своих грузовых самолетов при выполнении международных перевозок, предоставляющие самые дорогие услуги. Как пример приводится заправка в аэропорту Бангора топливом от Click Aviation Network по цене 758 долларов за тонну, в то время как компания Irving Oil Limited предложила заправить самолёт по 611 долларов, что составило бы экономию около двух тысяч долларов за час полёта.

Или же заправка по цене 1000 долларов за тонну в аэропорту города Шатору через хендлинговую компанию Cargo Air Chartering. Цена на топливо других поставщиков в том же аэропорту составила 698 долларов, ГП “Антонов” переплатило 13 тысяч долларов. И это далеко не единичные случаи – подобное происходит постоянно: государственное предприятие щедрой рукой раздаёт хендлинговым компаниям миллионы, при этом уверяя прокуроров, что это совершенно “другое”. Мол, закупка проходит в рамках законодательства, поскольку стоимость горючего от хендлинговых компаний может включать в себя разные законные надбавки. А то, что дорого – так просто у ГП “Антонов” нет денег и им приходится брать топливо с огромной переплатой в долг. И вообще, от этих монстров хендлинга одно благо: обслуживают быстро и поэтому позволяют осуществлять внеплановые рейсы.

Главное во всех этих оправданиях – отсутствие государственного финансирования. Причём, даже для приносящей прибыль отрасли грузовых авиаперевозок. И что особенно страшно, техническое состояние этих самолётов очень плохое, а запчастей для ремонта нет. Все комплектующие у самолётов “Антонова” российские. Без соседней страны ни ремонтировать, ни тем более строить, Украина свои самолёты не может. Упадёт такая махина на землю — и последствия могут быть катастрофические.

Чуть менее года назад, на госпредприятии “Антонов” состоялось подписание меморандума c Минобороны Украины о сотрудничестве по строительству самолетов для нужд Вооруженных сил. Мероприятие посетил президент Зеленский, в присутствии которого был подписан контракт на поставку в ВСУ трех новых военно-транспортных самолетов Ан-178-100Р. Пока имеется в наличии единственный из трёх военных транспортников, почти достроенный из российских комплектующих, поставки которых после разрыва отношений больше не осуществляются. В бюджете на проект денег нет, строительство самолётов ГП “Антонов” должно осуществить за свои собственные средства, которые нужно взять в кредит у Укрэксимбанка под госгарантии. Что из себя представляет это финансовое учреждение, хорошо известно: Укрэксимбанк – придворный банк “95-го квартала”, обслуживающий и самого президента Зеленского. Похоже, у клоунов получился неплохой гешефт на самолётах, которые никогда не будут построены.

C 1992 по 2014 годы “антоновцы” получали госзаказы, кредитование, средства лизингового финансирования от Российской Федерации.  Украина ничего подобного предприятию предоставить не может. Но зато киевские власти нашли для себя отличную возможность разворовывания бюджетных средств через сложные схемы с авиационным предприятием.

После удачной аферы с транспортниками для Минобороны, ГП “Антонов” получает государственные гарантии под кредит на строительство Ан-32П. Государственная гарантия предоставляется государством в лице министра финансов для обеспечения выполнения долговых обязательств по заимствованиям, учитывая обязательства по погашению основной суммы, процентов, комиссий и других обязательств, вытекающих из заимствования. Без российских комплектующих построить этот самолёт абсолютно невозможно.

В Святошино, где по заверениям рекламных проспектов “рождаются самолёты”, более 10 лет стоит абсолютно новый Ан-32 с заводским номером 36-04. Детище “злочинной влады” было слеплено с использованием старых ГИЗов и ПКИ, поэтому заказчики из Ирака от него отказались. Такое добро и ржавеет! Почему бы не провернуть один и тот же, пусть и несвежий “фарш”, дважды? Как сообщается в правительственном постановлении №1053 от 22 сентября 2021 года, выборка кредитных средств осуществляется при условии согласования с Госслужбой по чрезвычайным ситуациям, для которой и строится этот самолет.

Для целей пожарной авиации эта “лошадка” с советскими внутренностями вполне сгодится. Тем более, что древние украинские самолёты неплохо заработали в этом году на тушении пожаров в Турции: мешками с зелёной валютой – и это в буквальном, а не переносном смысле, были забиты грузовые отсеки. Украинская “дружба” обходится слишком дорого: на турецких форумах до сих пор обсуждают цинизм и алчность украинских пожарников.

Скоро Зеленский со слезой в голосе будет рапортовать об очередной “гидности козаченек”, которые вопреки проискам коварного Мордора взмыли в небо на самолёте исключительно украинского производства. А в это время очередной управляющий Укрэксимбанка будет распихивать по офшорам украденные из бюджета средства.

Комментарии для сайта Cackle