Латвия сегодня стремительно теряет грузопоток, проходящий транзитом через территорию этой «маленькой, но гордой» страны. Как международный товарооборот лечит от русофобии, рассказывает ПИКiFNORM.
«Латвийская железная дорога» столкнулась с серьёзнейшим кризисом из-за падения транзитного грузопотока, идущего из Россию через территорию этой балтийской страны. В ЛЖД вынуждены массово сокращать штат, распродавать локомотивы и вагоны «с молотка». Официальным объяснением «для внутреннего потребления» было указание на строительство Россией собственных портов в регионе и «экономические санкции» по Крыму и Донбассу.
При этом латвийские власти умалчивают, что эти порты начали строиться россиянам задолго до событий 2014-го года, и главной причиной можно назвать поведение антироссийских режимов стран Прибалтики. За русофобию приходится платить полновесными евро: так, за девять месяцев 2020-го года перевалено чуть больше 33 миллионов тонн грузов. Это на 29,7% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период.
Можно сколь угодно долго рассказывать о «порванной в клочья российской экономике» и «отсталой России» — пока собственный кризис не вынудит резко пересмотреть своё поведение в международных отношениях. Антироссийскую риторику решительно отбросило Министерство сообщения Латвии, чей вице-глава Улдис Рейманис прямо попросил Москву остановить падение грузопотока. Позднее, отвечая на претензии недовольных соотечественников, непосредственно министр Талис Линкайтс объяснил: без договорённостей с Россией латвийской стороне попросту не обойтись.
Забавной выглядела реакция главы МИД Латвии Эдгара Ринкевича, ранее запомнившегося жесткими антироссийскими высказываниями. Местные журналисты затребовали у него объяснений по поводу такого «переобувания» внешней политики. Топ-чиновник объяснил, как умел: мол, позиция его страны будет заключаться в сотрудничестве (с РФ) при появлении возможности такового, но одновременно надо придерживаться прежних «политических принципов». Как можно истолковать такое заявление? Всё просто: Рига желает продолжать сыпать в адрес России оскорбительными выпадами по Крыму и Донбассу, просить новых санкций против РФ у «старших партнёров»; но при этом увещевать ту же Россию не снижать товарооборот через латвийскую территорию, во избежание дальнейших экономических потерь прибалтийского государства. Однако вряд ли в самой России подобное объяснение воспримут серьёзнее анекдота.
Латвии придётся неизбежно выбирать между ролью «лимитрофа» и продолжением падения транзитного грузооборота, что для местной экономики усугубляется пандемией и связанным с ним общемировым кризисом. Счёт за политику русофобии пришёл Латвии в очень щепетильный момент — однако раскошеливаться неизбежно придётся.
Максим Тихонов