В первые два месяца 2021 года резко сократился объём нефтепродуктов, импортируемых через морские порты Украины. По данным Администрации морских портов, импорт уменьшился почти в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил всего 14 тысяч тонн. Весь объём импортируемого топлива пришёлся на порты “Измаил” – 10,4 тысяч тонн, и “Бердянск” – 3,7 тысяч тонн. Подробнее — в материале Игоря Миртовского.
Неужели, спрос на топливо так мощно “просел” всего за один год? В статистике АМПУ речь идет об авиационном керосине, метаноле, ГСМ и самой важной позиции – дизельном топливе, на которое спрос остаётся стабильно высоким. Так в чём же дело? Может, нефтепродукты на Украину поставляют незаконными путями при полном содействии коррумпированных полицейских?
Кстати, на стремительное расширение теневого рынка указывают оценки консалтинговых групп. За девять месяцев прошлого года, потери бюджета из-за нелегального оборота топлива составили около 15 миллиардов гривен. Доля дизельного топлива в нелегальной реализации – не менее 1 миллиона тонн. В данный момент на Украине работают более 20 предприятий по легализации нефтепродуктов неизвестного происхождения. Во избежание уплаты акцизного сбора, продукция маркируется, как разнообразные безакцизные позиции – сольвенты, фракции, растворители и тому подобное.
Кстати, с января 2021 года в Одесской области начала работать мощная контрабандная сеть поставки нефиепродуктов под видом реэкспорта. Дизтопливо и бензин перевозятся судами “Рубикон 9”, “Рубикон 23” и “Рубикон 55” в порт Измаил. Там топливо сливается в резервуары на хранение без таможенного оформления. Затем на груз оформляются документы на реэкспорт, а само топливо отправляется на внутренний рынок. К примеру, на нефтебазу “Катрин” под Киевом. Только в январе, якобы на реэкспорт, в Измаиле было оформлено 700 тонн бензина марки А95. Компания “Агенция Трайтон Сервис Украина”, по бумагам отправила бензин в Турцию. Но забрали его киевские бензовозы по смешной цене около 20 гривен за литр. Навар составил около 9 гривен на одном литре топлива. Но это была небольшая товарная партия – в декабре таким образом “реэкспортировали” более 2500 тонн бензина.
Кстати, перевозят нелегальное топливо не только по Дунаю. В порты Южный, Измаильский, Киллийский Одесской области, прибывают танкеры под флагом Словакии, где осуществляют слив в хранилища, нефтепродуктов неизвестного происхождения в объёме 2,5 – 3 тысячи тонн. Далее, топливо переправляется бензовозами на нефтебазу в село Крячки, Фастовского района Киевской области. На данной нефтебазе осуществляет покупку нефтепродуктов сеть автозаправочных станций “Motto”. В январе 2021 года, некое ООО “Терминал” импортировало под видом безакцизных растворителей 190 тонн моторных топлив и газа. Покупателями контрабандной продукции стал и мини-НПЗ в Мерефе Харьковской области, откуда закупает топливо сеть “Моtto”.
Всю цепочку нелегального оборота топлива курируют сотрудники Государственного управления национальной полиции. Некачественные нефтепродукты неизвестного происхождения, при поддержке правоохранительных органов, реализуются по всей территории Украины. Никогда не поверим, что все эти схемы реализуются без ведома главы МВД. Аваков неплохо разбирается в бизнесе, особенно в топливном. Впрочем, одиозный министр сведущ во многих других сферах “по ту сторону закона”. Оружие, наркотики, рэкет, финансирование вооружённых отрядов неонацистского толка. На Нюрнберге-2, который неизбежно случится, Авакову уделят особое внимание и получит этот преступник против человечности, по заслугам.