Сегодня цифровые технологии занимают особое место в здравоохранении. Это позволило дать новый виток телемедицине. Пару лет назад в России был принят федеральный закон, позволяющий использовать информационные технологии в медицинской сфере. Сегодня дистанционное консультирование очень популярно и многие отдают предпочтение такому варианту. Дистанционная медицина имеет как сторонников, так и противников, между которыми ведутся бесконечные дискуссии.
Что из себя представляет телемедицина
Сегодня телемедицина в системе здравоохранения заняла особое место. Понятие включает в себя оказание врачебных и консультационных услуг с помощью различных коммуникативных источников. Целый комплекс мероприятий, состоящий из различных средств и методик, позволили сделать медицинские услуги более доступными. Одновременно с доступностью повысилось качество и скорость оказания помощи.
Работа происходит в нескольких направлениях:
- Врач/врач – коммуникация, позволяющая решать различные вопросы среди медицинских работников. Технология обеспечивает постоянный контакт между персоналом.
- Пациент/врач – коммуникация, которая позволяет наладить информационное общение по удалённому доступу между врачами и пациентами.
Второй вариант считается одним из новых и перспективных направлений. Коммуникация начала стремительно развиваться с появлением новых технологий. Общение между пациентом и врачом может быть двух типов. Первый – это удалённая диагностика, которая выполняется с использованием специального оборудования для телемедицины: https://www.open-vision.ru/solutions/telemedicine-zxc/. Например, нет ничего сложного в том, чтобы измерить и проконтролировать сердечный ритм. Второй – это дистанционная консультация.
Если у пациента возникает необходимость выйти на связь с врачом, то для этого стоит воспользоваться мобильным телефоном, скайпом, мессенджером или специальным приложением. Не всегда такое общение способно заменить личный приём у врача, однако, это неплохая альтернатива для получения медицинских услуг.
История телемедицины в России
Впервые про телемедицину заговорили во времена развития космической медицины. В 60-е годы авиационная и космическая отрасль стали использовать телеметрические методы, позволяющие контролировать важные показатели здоровья лётчиков и космонавтов. Спустя 10 лет на территории РФ стали функционировать специальные центры, выполняющие кардиологическую диагностику «ЭКГ по телефону». Такая процедура считается прямым прообразом телемедицинского центра.
В период с 1980 по 1990 г. Россия принимала активное участие в различных экспериментах, международных проектах и космических телемостах. Международный опыт положил активное развитие нескольких направлений. Они легли в основу главной задачи «Учебно-исследовательского центра космической биомедицины», который был создан в 1995 г. Через два года по инициативе центра был организован специальный фонд «Телемедицина».
Современные телемедицинские технологии позволяют реализовать программу, которая по своим масштабам и выполняемым задачам считается уникальной не только на территории России, но и за рубежом. Сегодня стоит отметить несколько проектов, которые успешно развиваются и по сей день. К таким относится: «Москва — регионы России», «Телемедицина МПС» и др.
Программное обеспечение, использующееся в телемедицине
Для оказания дистанционных консультаций необходимо качественное программное обеспечение. Информационное обеспечение в медицине состоит из нескольких технологий, которые позволяют хранить, передавать и анализировать информационный поток.
ПО обеспечивает непрерывный контакт в режиме реального времени. Для такого общения обе стороны используют любое техническое средство, обеспечивающее проведение удалённой консультации. Это могут быть веб-камеры, телефон, компьютерная аудиосистема, чат и т. д.
Благодаря качественному ПО такое общение напоминает «живой» поход в поликлинику. Две стороны оценивают, обсуждают проблему пациента и назначают необходимое лечение. Есть также возможность подключения к другому врачу или центра для получения консультации. Многие программы в онлайн-режиме поддерживаются мобильным оборудованием, позволяющее запоминать информацию о жизненно важных показателях здоровья вместо стандартного визита.
Плюсы и минусы телемедицины
С появлением телемедицины многим стало проще получить необходимую консультацию. Например, пациенты, которые в силу отдалённого проживания не могут попасть на приём к врачу, могут быстро воспользоваться такой услугой. Однако не стоит забывать, что для связи с врачом нужна качественная интернет-связь. Поэтому, чтобы ваш диалог не прервался, нужно выбрать надёжного мобильного и сетевого оператора.
Развитая система телемедицины позволяет сократить ожидание и избежать нервотрёпки в длинных очередях. Даже если вы вынуждены будете посетить медицинское учреждение, то предварительно опираясь на ваши симптомы, доктор назначит необходимый список анализов. На приёме у вас на руках будут все анализы.
Из других преимуществ можно отметить:
- быстрая помощь;
- большой выбор различных специалистов;
- защищённость от болезней и инфекций;
- постоянный контроль при наличии хронических заболеваний.
Самым главным недостатком специалисты отмечают невозможность «физикального осмотра». Пациента невозможно осмотреть и прослушать, а ведь все знают, что руки врача могут определить многие болезни. Отсутствие такого осмотра может усложнить постановку диагноза. Ещё немаловажным моментом становится честность пациента. В некоторых случаях из-за недоверия к врачу пациент может умолчать о важных моментах.
Для тех, кто ценит собственное время, финансовые средства и хочет предотвратить различные заболевания телемедицина станет хорошей альтернативой стандартной медицинской помощи. Услуга недорогая и очень удобная, поэтому ежедневно поклонников такого обслуживания становится больше.