Мужчины «на коротком поводке»

В Украине с 11 января 2019 года ожидается невиданная волна изнасилований. Нет, это не связано с каким-нибудь общим увеличением числа половых контактов или внезапными приступами жестокости у населения. Речь идет об изменениях в законодательстве, квалифицирующем состав преступления.

Закон суров
Еще 7 декабря 2017 года Верховная Рада приняла предложенный лично паном Гройсманом законопроект «О предупреждении и противодействии домашнему насилию». Не то, чтобы премьер больше других переживал о жертвах семейного насилия, просто на этот вопрос выделялись зарубежные гранты. В частности, для «реализации положений Конвенции Совета Европы «О предотвращении насилия в отношении женщин». Кроме Гройсмана, проект активно продвигали Ирина Луценко, жена одиозного генпрокурора, и ряд грантоедских «неправительственных организаций».

Проблема домашнего насилия и вправду, актуальна как во всем мире, так и в Украине в частности. Государство должно обезопасить беззащитных граждан, как законодательно, так и фактически. Круглосуточные «горячие линии» для пострадавших, четкая, эффективная схема действий правоохранительных органов и структура, позволяющая дать жертве домашнего насилия какую-нибудь альтернативу, временный приют и пропитание – все это необходимо развивать, как работающую систему.

Украина должна стать уже одиннадцатым государством в Европе, принявшим соответствующие изменения в законы. Ранее вступил в силу с 11 сентября сего года приказ МВД №654 «Об утверждении Порядка вынесения уполномоченными подразделениями органов Национальной полиции Украины срочного запретного предписания относительно обидчика», благодаря которому полиция может запретить так называемому обидчику проживать и находиться в одном жилье с жертвой, на срок до 10 дней, а далее по решению суда. В отношении этого документа, кстати, высказывались неоднозначные комментарии со стороны правоохранителей и юристов-практиков. В частности, имелись опасения, что могут быть массовые применения его норм в мошеннических целях. На данный момент пока рано оценивать практические результаты.

Теперь же, следом за Бельгией, Великобританией, Исландией, Кипром, Швецией, Германией, Люксембургом, украинские законодатели взялись за квалификацию изнасилований и сексуального насилия, поставив во главу угла принцип «добровольного согласия партнера».

«Изменения в уголовном законодательстве в отношении сексуального насилия будут действительно революционными, потому что полностью меняется идентификация действий, которые признаются противоправными, и за которые лицо должно нести ответственность. Сегодня по части изнасилований и сексуального насилия Украина имеет древнее законодательство, по которому привлечение к уголовной ответственности возможно только в случае, если были применены угрозы, сила или злоупотребление уязвимым состоянием потерпевшего лица», — комментирует новшества Галина Федькович, юрист ОО Центр «Женские перспективы».

Не стану утомлять читателя прямыми цитатами сухого юридического текста, каждый желающий может самостоятельно найти статьи 152-154 УК Украины с изменениями в открытом доступе. Поговорим лучше о том, что означают принятые новшества.
Итак, с 11 января основным критерием квалификации сексуального действия становится наличие или отсутствие согласия на секс. В «примечании» прямо в тексте закона сказано, что если «лицо» не сказало четкое «да» перед «проникновением в тело», то это следует трактовать как несогласие. Важное дополнение: по новым нормам потерпевшее лицо не обязано доказывать, что оно сопротивлялось насилию.

Другими словами, «классическое» изнасилование приравнивается к ситуации, когда дама уступила, но после передумала. Наказание предусматривается довольно суровое, практически во всех случаях это тюремное заключение на немалые сроки.

Мужики виктимного поведения
Вместе с тем, что упрощается процесс наказания для действительно заслуживающих его насильников и домашних тиранов, закон прописан несколько топорно и ставит под удар фактически любого половозрелого мужчину. Вне зависимости от того, женат он или пребывает в «активном поиске». Абсолютно любой сексуальный контакт может стать поводом для неприятностей, от шантажа до тюрьмы.

Причем, действительно по букве закона как-то выходит, что априори виноватым в изнасиловании можно сделать исключительно мужчину. Благодаря формулировке, что потерпевшим лицом является то, что испытало «вагинальное, анальное или оральное проникновение». Действия женщин в случае, когда именно они выступают инициатором «недобровольного» контакта, оцениваются новым законом не в пример снисходительнее. Так, за принуждение к половой связи женщиной несовершеннолетнего, ей грозит максимум арест на 6 месяцев. За те же действия мужчины по отношению к несовершеннолетней, ему «светит» от 7 до 12 лет тюрьмы.

По нынешним временам, отличить несовершеннолетнюю раскрашенную деваху в клубе от взрослой «на глазок» достаточно сложно, поэтому любителям «свободных отношений» придется наряду с согласием, спрашивать еще и паспорт.

Выполнение «супружеского долга» с собственной женой, которая потом передумала, чревато тюремным заключением на срок от 3 до 5 лет. Не вынес мусор, не помыл посуду, забыл подарить цветы на какую-нибудь годовщину «первого поцелуя» или отказался покупать новую шубу – все, пропал. При разводе вообще, видимо, все украинские мужчины стройными рядами будут автоматически «посажены» обиженными супругами. А уж в случае измены или распределения собственности и подавно. Предметом шантажа может быть все, что угодно.

Мужские гениталии в данном законе и вовсе отнесены к категории «предметов, которыми пользуется насильник». Просто посторонний предмет, юридически. Жуткие мужененавистницы, судя по всему, писали этот закон. А депутаты, как всегда, не удосужились и прочитать.
В результате, уже через две недели, любой украинский мужчина, желающий удовлетворить половую потребность, будет автоматически демонстрировать признаки виктимного поведения. То есть, «поведения жертвы, провоцирующей злоумышленника».

Потому что, напомню, процесс фиксации «согласия» четко не установлен в данном законе. Даже расписка, будь она написана, и даже заверена свидетелями, хотя трудно представить без смеха подобные обстоятельства, и та ничего не гарантирует. Потому что в момент написания расписки «лицо» хотело, а как дошло до процесса – передумала. Все, не считается согласием.

Контроль и учет
Как же все-таки зафиксировать взаимное согласие, чтобы обезопасить себя от шантажа? С распиской, как мы уже разобрались, вариант может не пройти. Видеофиксация также ничего не докажет, зато сама по себе может являться инструментом шантажа. Согласие, просто выраженное на словах в довольно… непубличной обстановке, в суде ничего не стоит, так как нет незаинтересованных свидетелей.

Ни сам текст закона, ни комментарии юристов по этому вопросу не дают никакого четкого ответа на данный, архиважный вопрос. Так как сам законопроект был фактически «слизан» с соответствующих европейских, то и обратиться, возможно, придется к опыту тех стран, которые его применяют. В январе этого года в Нидерландах представили «полноценное мобильное приложение для получения согласия на секс на основе технологии блокчейн».

В приложении LegalFling разработано составление акта согласия, включая выбор некоторых опций по желанию: «использование бранных слов, съёмка фото и видео, возможность применения элементов БДСМ и др.» Можно отправить запрос в мессенджере, заключить договор на краткосрочные или бессрочные половые отношения, выбрать… особенности. Деловые отношения, какая уж тут романтика. Сплошной прагматизм. Разорвать контракт можно нажатием кнопки в экстренной ситуации. Вот прямо в разгаре событий, главное, телефон из рук не выпускать.

Таким нехитрым образом, где-то на серверах будут храниться данные: кто с кем (фамилии, элементы идентификации), как долго, что предпочитают, изменяют ли супругу или постоянному партнеру… Данные, как известно, не горят. А защита их в наше неспокойное время – понятие весьма эфемерное. То есть, логично, что к этим данным в том числе будут иметь доступ, как минимум, правоохранители и спецслужбы. В случае с Украиной, считай, лучше бы на заборе написали.

Особенно ярко видится: подарок на свадьбу молодым от свекрови, «список входящих» невесты, с именами и подробностями. Жены и мужья любвеобильных половин вообще будут любые деньги платить за абонентское обслуживание, информирование в режиме онлайн о «договорах» супруга.

Наличие даже мобильно заверенного «согласия» от лица, зависящего материально или по службе от инициатора «контакта» в принципе может признаваться ничтожным, так как в любой момент можно перекрутить ситуацию так, что дано оно было под принуждением. Особенно удобно это станет для пробивных дамочек в борьбе за карьерный рост. Соблазнила, к примеру, начальника фирмы, и вуаля – требуй повышения или сажай его, как за полноценное изнасилование.

Изрядное недоумение, кроме всего вышеперечисленного, вызывает и пункт «Пояснительной записки» к законопроекту «Позиция социальных партнеров»:

«Проект акта согласован с общественными организациями инвалидов, без замечаний Всеукраинской организацией инвалидов, Союз организаций инвалидов Украины, с замечаниями Всеукраинским общественным объединением «Национальная Ассамблея инвалидов Украины» и Всеукраинской общественной организацией «Коалиция защиты прав инвалидов и лиц с интеллектуальной недостаточностью».

Во-первых, тем, что согласовывали «сексуальный закон» исключительно с инвалидами, выбрав их из всех возможных общественных и профсоюзных организаций. Во-вторых, тем, что даже «лица с интеллектуальной недостаточностью» имели некоторые замечания к тексту закона. А депутаты – нет.

В качестве наглядного применения данного закона «о согласии» общественники используют ролик полиции Великобритании, переведенный на украинский. В нем объясняется суть согласия на секс на примере чая. «Человек не хочет чаю, если он без сознания. Человек мог хотеть чаю, но передумал, пока вы его заваривали» и прочие шедевры мысли. «Если вы способны понять, что человек не хочет чаю, то вы сможете понять, что он не хочет секса».

В конце видеоролика чтец сообщает, что он пошел делать себе чашечку чаю, что звучит крайне неоднозначно. Кстати, тема о том, что чай можно пить и одному, в ролике не раскрыта… И совершенно напрасно. Потому что с такими законами, украинским мужчинам гораздо целесообразнее будет «гонять чаи» в одиночестве, за плотно закрытыми шторами, втайне от собственных жен…

Наталка Nik, специально для ПИКинформ

Читайте ПИКiNFORM в Google News - нажмите ПОДПИСАТЬСЯ
    Комментарии для сайта Cackle