«Умирающей» ГТС Украины уготована роль резервной магистрали

«Умирающей» ГТС Украины уготована роль резервной магистрали

Украина сегодня обсуждает триумфальный запуск «Турецкого потока» в Стамбуле с тревожными нотками. Роль газотранспортной системы Украины для Евросоюза и России становится третьестепенной. Об экономических и политических последствиях этих перемен для Киева — в материале ПИКiNFORM.

Сколько потеряет Украина от старта работы «Турецкого потока»? Об этом спорят украинские политики и эксперты, публикуются десятки статей, в которых ключевым словом является аббревиатура ГТС — газотранспортная система (Украины). Главный вопрос для Киева на сегодняшний день: какой объём газа будет прокачиваться из России в Европу через год, два и далее? Ведь от этого зависит и наполнение госбюджета Украины, доходных статей которого не столь уж и много. У трезвомыслящих украинцев мало надежд на открытие рынка земли и масштабную (остаточную) приватизацию государственных объектов: это «одноразовые» процессы наполнения казны.

«Моментом истины» для ГТС и всей Украины будет старт работы «Северного потока-2». Одновременная работа СП-2 с «Турецким потоком», и прокачка газа через обе магистрали в предусмотренных объёмах сделает украинскую газотранспортную систему третьестепенной для отправителя-России и получателей в ЕС.

В Кабинете министров успокаивают: мол, запуск «Северного потока-2» отложен из-за санкций Соединённых Штатов, «спугнувших» швейцарскую трубоукладочную компанию Allseas, которая прекратила свою работу по СП-2. В Киеве надеялись, что это даст ГТС ещё несколько дополнительных лет относительно нормальной загрузки (и бюджетных поступлений). Однако Россия готова использовать для укладки труб судно «Академик Черский». В итоге США лишь притормозили строительство «Северного потока-2», но не сорвали и не сдвинули сроки старта СП-2 основательно.

Это означает фактическую ненужность ГТС? Даже при самом оптимистичном сценарии — если ожидаемое снижение газодобычи в Норвегии приведёт к тому, что «Турецкий» и «второй Северный» потоки не будут перекрывать европейские потребности, для ГТС Украины остаётся лишь роль резервной магистрали. Об этом заявил украинский эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук.

«Мы должны смириться [с этим], использовать ГТС и продавать её “на базаре” (на европейском рынке газа) как товар. Не как систему, которая обеспечивает стабильный транзит 90 или 70 миллиардов кубометров газа ежегодно, а как систему, используемую как поддерживающая и резервная. Мы будем иметь объём газа, который будет идти транзитом по условию “качай или плати”. Но вообще-то после 2024 года, когда контракт закончится, мы перейдём на “вольные хлеба” — сколько через нас пройдёт транзитом, столько мы денег и получим», — делает вывод Корольчук.

Это сделает ГТС спустя несколько лет востребованной лишь в случае ремонта на какой-то из основных магистралей, поставляющих газ в Европу, подчеркивает эксперт.  Почему же он советует выставлять магистраль на продажу? Причиной являются возрастающие расходы на обслуживание газотранспортной системы. Если раньше при годичном заработке на ГТС 2,6 миллиардов долларов Украина тратила 500 миллионов на обслуживание «трубы», то в скором времени на поддержание должного технического состояния необходимо будет потратить 700 миллионов долларов — при существенном падении доходности от самой ГТС.

Украинскую газотранспортную систему ожидает судьба «чемодана без ручки». Продажа? Не факт, что найдётся покупатель, да и его условия могут быть неприемлемыми. Оставить «всё как есть» после старта «Северного потока-2» также не получится — а в скором старте СП-2 не сомневаются ни в России, ни на Западе.

В Киеве ещё недавно праздновали «перемогу» (укр. «победу), получив 3 миллиарда долларов от «Газпрома». Однако эти деньги можно расцениваться как оплату гроба и скорых похорон для украинской ГТС. Российская сторона купила у Украины время, необходимое для наполнения «Турецкого потока» и решения проблем с «Северным потоком-2». И скоро это время выйдет.

Комментарии для сайта Cackle